Киклады

Киклады

 

История

История открытия
Периодизация



Материальная культура

Мраморные идолы
   Неолит
   Раннекикладский период I
   Раннекикладский период II
   Идолы специального типа

Керамика

Ювелирное искусство

Изделия из металла

 

Прогулки по музеям

Афинский археологический музей

Афинский музей Кикладского искусства

Доисторический музей Тиры (Санторин)

Коллекция Кикладской культуры Британского музея

Коллекция Кикладской культуры Музея Метрополитен. Нью-Йорк

Мюнхенское Античное собрание




Библиотека

Андреев Ю.В.
Эгейский мир в преддверии цивилизации (Эпоха ранней бронзы)

Думас К.
Кикладская цивлизация бронзового века в Эгеиде



ПРОГУЛКИ ПО МУЗЕЯМ. ФОТОРЕПОРТАЖИ

Коллекция Кикладской культуры Музея МЕТРОПОЛИТЕН. Нью-Йорк


Коллекция мраморных кикладских идолов Музея Метрополитен в Нью-Йорке весьма камерная. Фактически, все эти фигуры представлены в двух витринах. Однако, в этой небольшой коллекции бесспорно можно выделить несколько типичных, с одной стороны, и уникальных, с другой, экспонатов, которые представляют важнейшие этапы развития искусства и культуры Кикладской цивилизации. Это - характерная мраморная женская фигура т.н. типа "steatopygous" конца неолита, несколько типичных мраморных кикладских идолов периодов ECI - ECII (Раннекикладский I и II), среди которых, прежде всего, нужно отметить двух сидящих музыкантов. Один из этих идолов, откровенно говоря, не бесспорен. Среди экспонатов - несколько мраморных женских идолов, кикладских "головок", а также каменные сосуды различных форм и другие артефакты. Но, несмотря на скромные размеры, экспозиция дает представление о Кикладской культуре эпохи неолита и ранней бронзы (3200 г. до н.э. по 2000 г. до н.э.). С этой коллекцией мы и предлагаем вам познакомиться.

Самые почтенные по возрасту мраморные фигурины из Эгеиды в этой экспозиции датируются эпохой позднего неолита, или даже его концом (Late or Final Neolithic), около 5000-3500 гг. до н.э. В первой витрине представлены несколько оригинальных идолов этого времени:





Регион Эгеиды. Мраморные идолы эпохи позднего неолита, 5000-3500 гг. до н.э.: Инв. № L.2000.81.2, сидящий мраморный идол с ребенком за спиной (?); Инв. № L.2000.81.1 - женский мраморный идол, Салиагос - тип; еще один идол того же типа, что и Инв. № L.2000.81.2.



Еще один очень оригинальный идол в этой экспозиции, также датируемый конечной стадией неолита, около 4500 - 4000 гг. до н.э. Происхождение - Кикладский архипелаг, выполнена из мрамора. Высота - 21.5 см. Инв. No 1972.118.104. Поступила в музей в 1971 году - по завещанию Уолтера Бэйкера (Walter C. Baker). Мраморная статуэтка (голова утрачена) представляет из себя мастерски выполненный экземпляр редкого типа раннекикладских идолов, известного под именем "steatopygous". Для этого типа вотивных (?) идолов характерно гипертрофированное изображение женской фигуры - с тучными бедрами, животом, ягодицами. Собственно, название этого типа неолитических фигурок отражает все перечисленные особенности представленной фигуры. Все это отождествлялось с плодородием и деторождением. Неестественно увеличенные бедра конусообразно сходятся к миниатюрным ступням. Контрастно смотрится верхняя часть фигуры - плоский торс с характерно сложенными руками и обвислой грудью.





Здесь представлены несколько интересных и разнотипных идолов. В правой части наиболее часто встречающийся тип - женские кикладские идолы, стоящие на цыпочках. Или может быть - лежащие, с изящно вытянутыми мысочками? Инв. №№ 1977.187.10 a,b (вариант Капсала), 69.61.1 (голова идола, вариант Спедос), 34.11.3 (вариант Капсала). Все эти идолы относятся к раннекиклдаскому периоду II (EC II), т.н. фазе о. Сирос, названной так по имени острова, на котором было найдено большинство таких фигурин. А вот в левой части витрины - более редкие идолы. Первый слева (Инв. № 45.11.18) относится к более раннему периоду - EC I, второй его половине - к т.н. Пластирас - Кампос фазам (названия островов, на которых найдены определяющие типы фигурины). Второй (Инв. № 1977.187.111) моложе, относится к Сирос-фазе, вариант Халандриани, периода EC II. Этот идол интересен еще и потому, что на нем видны следы древней реставрации. У идола была отколота голова. Как установили исследователи Метрополитен-Музея, она была восстановлена на шее с помощью свинцового крепежа. Такой способ соединения каменных деталей стал использоваться в первом тысячелетии до н.э. Таким образом, можно утверждать, что идол бы отремонтирован (зачем-то и кому-то это понадобилось) через тысячу лет после своего рождения.


Большой мраморный женский идол (Инв. No 68.148)
Высота - 62.8 см
Раннекикладский период II (EC II). Керос-Сирос культура
Около 2600 - 2400 гг. до н.э.

Голова женского идола (Инв. No 64.246)
Раннекикладский период II (EC II). Керос-Сирос культура
Около 2700 - 2500 гг. до н.э.

Мраморная чаша (Инв. No 2001.766)
Высота - 9.2 см
Раннекикладский период II (EC II). Керос-Сирос культура
Около 2700 - 2200 гг. до н.э.

Выставленные в этой витрине экспонаты - характерны для кикладской, т.н. Керос-Сирос культуры. Как всегда - обозначение хронологических фаз и собрание признаков, характеризующих определенные типы, называются исследователями Кикладской цивилизации именами островов, на которых группируемые в эти типы предметы были обнаружены. Большой женский идол, выставленный в левой части витрины, относится к разряду редких из-за своих внушительных размеров. Обычно кикладские идолы не превосходят (в длину или высоту) 40 см. Фигура идола, ее контуры и пропорции, сложенные под грудью руки, характерная проработка ног, запрокинутая назад голова - типичны для Раннекикладского периода II. На поверхности мрамора видны следы красного пигмента, что в очередной раз подтверждает предположение о том, что изначально фигуры были раскрашены. Особенно отчетливо следы прежней раскраски видны на поверхности второго экспоната из этой витрины - головы женского идола, также относящегося к EC II. Сопоставление размеров этих двух экспонатов свидетельствует о том, что голова когда-то принадлежала еще более <<рослой>> женской фигуре, т.е. относится к еще более редкому типу <<высоких>> кикладских идолов, почти в человеческий рост. Этот вариант называется Спедос. Эта голова любопытна еще и потому, что на лице видны следы рельефной проработки - контуры глаз и зрачки выступают на поверхности мрамора. При прорисовке глаз, по всей видимости, был использован лазурит, остатки которого сохранились за счет естественного процесса эрозии и проникновения красителя вглубь поверхностных слоев мрамора. Оба эти предмета были подарены музею Хриситосом Бастисом (Christos G. Bastis). Мраморная ваза (поильник ?) также относится к эпохе EC II и была подарена музею Джуди и Михаэлем Штайнхардтами (Judy and Michael Steinhardt)в 2001 году.

Мраморные женский и мужской идолы, Мраморная чаша (Инв. No 2001.766), Голова женского идола (Инв. No 64.246)

Раннекикладский период II (EC II).

Чаша и голова женского идола нам уже знакомы, а вот фигуры на первом плане - это новые экспонаты. Фрагментированный женский идол справа относится к тому же типу, что и предыдущий, а вот идол слева представляет новый интересный тип. Это - мужской идол, что уже само по себе встречается среди кикладских фигурин редко, к тому же он весьма характерного типа. На теле идола видны следы пояса и ленты через плечо, иначе сложены руки. Больше всего этот идол похож на <<охотника>> (не все исследователи согласны с этим определением) из Фонда Николаса П. Гоуландриса. (Музей Кикладского искусства. Афины), No 308. Оба идола относятся к периоду EC II, фаза Сирос.

И, наконец, самая интересная витрина собрания.

Сидящий арфист (Инв. No 47.100.1)
Мрамор, Высота с арфой - 29.2 см
Сидящий арфист (Инв. № L.1982.27.13) Высота - 29 см.
Раннекикладский период I - II (EC I - II).
Около 2800-2700 гг. до н.э.

Действительно, это самая интересная, но одновременно - и самая спорная витрина собрания. Наибольший интерес, конечно же, представляет левый мраморный идол - сидящий арфист. Т.н. <<объемные>> фигуры среди кикладских идолов встречаются крайне редко, это - самые ценные и впечатляющие образцы скульптуры этой культуры. Всем известны такие выдающиеся произведения кикладской скульптуры, как арфист и флейтист из Афинского национального археологического музея, <<Тостующий>> из собрания Фонда Николаса П. Гоуландриса. (Музей Кикладского искусства. Афины), статуэтки сидящих женщин (№ 7308, 5467) из Археологического музея о. Наксос. Однако, красавец из собрания Музея Метрополитен не идет с ними ни в какое сравнение... И именно поэтому вызывает большие сомнения в подлинности. Сравните сами - у нашего нью-йоркского музыканта такие мускулистые руки, различимые пальчики, которыми он вцепился в как-то странно вырастающую из его плеча <<арфу>>, особо трогательные ушки, тщательно смоделированные губки, глазные впадины, нос, а главное - все это в прекрасной сохранности.



Ничего подобного Вы не увидите ни у одного другого кикладского идола. Похоже, что Музей Метрополитен приобрел в 1947 году на деньги Фонда Роджерса не очень умелую подделку. Кстати, этот арфист побывал и в Москве, в качестве экспоната Выставки <<Античное искусство из Музея Метрополитен>>, которая проходила в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1978 году. А вот соседний мраморный арфист, сидящий в витрине справа, вполне сопоставим с подобными идолами, находящимися в собраниях Греции, и относящимися к фазе о. Сирос.

Мраморные женские идолы
Инв. №№ 1972.118.103, Докатизмата вариант; 1971.258.1, Халандриани вариант.

Раннекикладский период II (EC II).

Здесь вы видите ту же самую витрину, вид с другой стороны. Можно продолжить сравнение псевдоарфиста с настоящим, его соседом. Обратите внимание на арфу и проработку правой руки у обоих музыкантов - в этом ракурсе. В глаза бросаются существенные различия. И с этой точки зрения арфист из Метрополитен существенно отличается от уже упомянутого арфиста из Афинского археологического музея. А вот на что стоит обратить внимание, так это на спинку стула нью-йоркского сидящего арфиста. Этот роскошный стул во всей композиции больше всего похож на настоящий, кикладский. На первом плане в этой витрине мы видим двух женских идолов. Правый, фрагментированный, относится к периоду EC II, ко второй половине фазы о. Сирос. А вот левый вновь выглядит очень необычно по сравнению с известными типами кикладских идолов. Необычны прическа и проработка лица этого идола, да и пол его определить, вернее – выбрать один из двух известных, очень трудно…

Фото выполнены моей сестрой, Натальей Дубовой, в декабре 2005 года. - Marina.

Дополнительные материалы:

Каталог выставки "Античное искусство из музея Метрополитен". США. (ГЭ и ГМИИ им. А.С. Пушкина). Издательство "Советский художник". Москва. 1978.

THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART (New York, N.Y.). Greece and Rome. 1987.



на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования