Киклады

Киклады

 

История

История открытия
Периодизация



Материальная культура

Мраморные идолы
   Неолит
   Раннекикладский период I
   Раннекикладский период II
   Идолы специального типа

Керамика

Ювелирное искусство

Изделия из металла

 

Прогулки по музеям

Афинский архелогический музей

Афинский музей Кикладского искусства

Доисторический музей Тиры (Санторин)

Коллекция Кикладской культуры Британского музея

Коллекция Кикладской культуры Музея Метрополитен. Нью-Йорк

Мюнхенское Античное собрание




Библиотека

Андреев Ю.В.
Эгейский мир в преддверии цивилизации (Эпоха ранней бронзы)

Думас К.
Кикладская цивлизация бронзового века в Эгеиде



Реклама

 


Кикладская цивилизация. Этапы развития.

По материалам книги Christos G. Doumas. EARLY CYCLADIC CULTURE
The N.P. Goulandris Collection
N.P. Goulandris Foundation -
Museum of Cycladic Art
Athens 2000

 

Перевод, обработка и компоновка материала М.А. Пироговой

 

Эгеида

Эгейское море как культурный регион - это не просто группа островов, расположенных между Грецией и Малой Азией, это ­ земли, народы их населяющие, и их культуры, образованные водами Эгейского моря, в полном смысле этого слова. Центральную роль в этом социо-культурном регионе без сомнения играли острова Кикладского архипелага, давшие миру выдающуюся цивилизацию, которую так и принято называть - Кикладская.

Киклады

Само название Киклады является древним и ­впервые встречается в нескольких античных источниках. Так, Геродот (V, 31) пишет: "… Затем ты сможешь завоевать царю не только Наксос, но и зависимые от него острова: Парос, Андрос и другие так называемые Киклады...". Некоторые авторы пытаются интерпретировать название архипелага, связывая его с расположением островов "крУгом" вокруг о. Делос. Именно так объясняет название островов Плиний Старший в cвоей Естественной Истории, описывая их географическое ­положение: "A promontorio Geraisto circa Delum in orbe sitea, unde et nomen traxere, Cyclades» (NH4, 12), и географ Страбон: "…сам остров Делос и окружающие его Киклады…. Окружающие острова, названные Кикладами, сделали это известным…" (10, 5.2). Есть иная версия - название островов, входящих в состав архипелага, могло произойти от того, что каждый остров в архипелаге окружен рифами.

Фактически Кикладские острова - это вершины горного массива Эгеиды, погрузившиеся в море приблизительно 5 миллионов лет тому назад. Они - часть горного массива Киклад, который является одним из самых древних тектонических образований в Греции. Этот горный массив может быть разбит на три группы. Южные вулканические острова - Мелос и Тира (Санторин) - принадлежат дуге Южных Эгейских вулканов, которые, объединяя вулканы Кроммония (около Коринфа), Эгина, Метана, Порос, Мелос, Христиания, Тира, Нисирос и Телос, являются одним из звеньев вулканической цепи между Южной Италией и Малой Азией. Разрушенные фрагменты метаморфического горного массива, которые пролегают к юго-западу ­от Аттики и Эвбеи, формируют ­вторую группу островов, составленных из множества древних кристаллических пород, таких как гранит, гнейс, мрамор и шифер. Юго-восточные острова, формирующие третью группу, образованы из известняков и осадочных пород.

Кикладский архипелаг

По сегодняшним стандартам Киклады не слишком богаты полезными ископаемыми. Однако следует признать, что многие из полезных ископаемых и минералов были выработаны еще в древности, сыграв огромную роль в развитии Кикладской цивилизации. Это в первую очередь обсидиан, наждак и мрамор, которые использовались островитянами еще в доисторические времена и сыграли огромную роль в экономическом развитии Киклад. Кроме того, возможно, что уже тогда островитянам были известны полезные свойства пемзы, и они умели выплавлять изделия из серебра, меди и свинца.

Всегда существовавшая проблема Кикладских островов - это ограниченные водные ресурсы. Небольшие источники пресной воды существуют и существовали на всех островах, но этих источников явно не хватало для ирригационных мероприятий и сельскохозяйственного развития. Даже сегодня на многих островах сбор дождевой воды в цистернах - одна из главных задач их жителей.

РАЗВИТИЕ РАННЕКИКЛАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Эпоха неолита

Очевидно, что острова архипелага были заселены людьми по крайней мере с середины восьмого тысячелетия до н.э. Археологические находки подтверждают достаточно ранние связи островных поселений и материковой Греции, а соответственно - развитие мореходства. Открытый на Мелосе обсидиан и изделия из него, примитивные ручные мельницы, обнаруженные на древних стоянках эпохи неолита на Пелопоннесе и Аттике, а также использование каолина с о. Мелос на вазах определенного типа эпохи неолита, обнаруженных на материковой части Греции, все это свидетельствует о достаточно ранних разработках островных полезных ископаемых и использовании их для нужд древнейшего островного населения. Однако освоение островов Эгеиды переселенцами с материка в это время нельзя назвать повсеместным и систематическим. В седьмом и шестом тысячелетиях до н.э. в регионе зафиксировано использование обсидиана для производства простейших орудий, а также их распространение по некоторым островам архипелага. Однако естественные ограничения мореходства, примитивные средства навигации, препятствуют более активному заселению островов вплоть до пятого тысячелетия до н.э. Одно из наиболее известных поселений древних людей этой эпохи было раскрыто на небольшом островке Салиагос, который находится в проливе между островами Парос и Антипарос. Это древнейшее поселение Киклад просуществовало вплоть до пятого тысячелетия до н.э. и, судя по находкам, может быть названо центром обработки и распространения изделий из обсидиана. В поселении были обнаружены постройки из камня, а также мощная для своего времени оборонительная стена, окружавшая всю деревню.

Обсидиановые инструменты. Салиагос. IV тыс. до н.э.
Археологический музей Пароса
Схематичные мраморные идолы. Салиагос. IV тыс. до н.э. Археологический музей Пароса

Bзделия этой эпохи - это керамика с характерными круговыми и геометрическими орнаментами, а также примитивные, еще очень схематичные мраморные идолы, а также женские вотивные фигурки с гипертрофированными формами, что служило, скорее всего, символом плодородия. Сами женские идолы можно считать прообразом матери-богини. Эти фигурки изготавливались как из мрамора, так и из глины. Типичным для этих фигурок была сидячая поза и скрещенные ноги, как у знаменитой "Дамы из Салиагоса".

"Дама из Салиагоса".
V - IV тыс. до н.э.
Археологический музей Пароса.
Мраморный идол. Салиагос - тип.
5300 - 4300 гг. до н.э.
Археологический музей Наксоса.
Инв. № MN 210

Культура о. Салиагос была распространена на островах архипелага довольно широко, о чем свидетельствуют археологические находки, сделанные на Наксосе (Гротта и пещера Зас), Миконосе (Агрилия), о. Тира (Акротири).

Ранний Бронзовый век

Эпоха ранней бронзы имеет в отношении Кикладской цивилизации специальное название - Раннекикладский период (Early Cycladic), и охватывает период от 3200 до 2000 гг. до н.э. Развитие цивилизации на островах в эту эпоху проходило параллельно и более или менее одновременно с развитием культур на Крите (общепринятое название этой культуры в означенный период - Раннеминойская, Early Minoan) и на греческом материке (Раннеэлладская культура - Eraly Helladic). В соответствии с развитием технологий изготовления изделий, техническими достижениями и строительством и организацией поселений, всю эту эпоху можно разбить на три, последовательно сменяющих друг друга, периода. Это - Раннекикладский I (Early Cycladic I, EC I, 3200-2800 гг. до н.э.), Раннекикладский II (EC II, 2800-2300 гг. до н.э.) и Раннекикладский III (EC III, 2300-2000 гг. до н.э.). Их хронологическая последовательность, основанная первоначально на типологической классификации погребального инвентаря раннекикладских некрополей, была позже подтверждена стратиграфией в раскопанных поселениях Филакопи на о. Мелос, и Агиа Ирини на о. Кеа. В каждом периоде Раннекикладской Культуры различают несколько фаз - исключительно на основе типологического развития различных ­ категорий артефактов, прежде всего - глиняной посуды, мраморных ваз и идолов (фигурин). Это деление подтверждается так называемой горизонтальной стратиграфией некрополей, когда в рамках некрополя выделяются группы захоронений, объединяющих близкие по типам и относящиеся к одной фазе предметы. При этом фазы обычно называются по имени того места, острова, где данный тип впервые был обнаружен и определен, или - где таких предметов было обнаружено больше всего.

Хронологическая последовательность периодов и фаз Раннекикладской культуры и их присутствие на островах арихипелага

Приблизительно тридцать лет назад было предложено заменить термин период на очень модный тогда термин культура. В результате период EC I назвали культурой Гротта-Пелос, EC II - культурой Керос-Сирос, а EC III - культурой Филакопи I. Эта терминология, которая продолжает использоваться многими исследователями и сегодня, привела к значительной путанице в исследованиях Кикладской цивилизации. Могло сложиться впечатление, что, начиная с четвертого тысячелетия, на Кикладском архипелаге начали развиваться три различные культуры, каждая - в своем хронологическом периоде.

Мы будем придерживаться прежней терминологии (EC I, EC II и EC III периоды), подчеркивая, таким образом, единую природу культуры Кикладской цивилизации и непрерывность ее развития в рамках эпохи Ранней Бронзы.

Нужно подчеркнуть, что наши основные и самые полные источники информации о Раннекикладском периоде - это некрополи, и только потом - древние поселения. В этом смысле все три фазы Раннекикладской культуры различаются. От периода EC I почти не осталось поселений и практически единственным источником сведений о Кикладах в этот период являются некрополи. Фаза EC II более богата раскопанными на сегодня поселениями, но они еще очень плохо и бессистемно изучаются, и главным источником сведений также остаются некрополи. Напротив, для периода EC III известно очень мало некрополей, и почти все они были разграблены черными археологами.

Период Раннекикладский I - EC I (3200-2800 гг. до н.э.)

Археологические исследования на Кикладских островах показали, что самые древние некрополи Раннекикладской культуры представляют из себя очень небольшие ­группы могил, не более 10-15 в каждом некрополе. Они располагались на пологих склонах холмов, что определяло общую ориентацию некрополя. Могила представляла из себя простую яму трапециевидной формы, вырубленную в мягком скальном основании. Стены и - иногда - основание пола выравнивались с помощью каменных плит. В каждой могиле размещается единственное погребение, покойник лежит на правой стороне, в одной и той же позе: с подтянутыми к животу коленями, руками, сложенными перед лицом, спиной к длинной стороне трапеции. Иногда поза покойника такова, что создается впечатление, будто трупп перед погребением был туго связан. Погребальный инвентарь могил ограничивался предметами личного употребления, если так можно выразиться. Это ювелирные украшения, сосуды, и иногда - инструменты. В могилах отсутствуют предметы, которые могли бы быть идентифицированы, как принадлежащие не погребенному, а всей общине, такие, например, как ручные мельницы, пифосы для хранения продуктов, посуда для приготовления пищи, инструменты. Богатые и бедные могилы различаются составом погребального инвентаря. В детских могилах предметы практически отсутствуют. Рядом с некрополями нередко обнаруживаются насыпи из гальки и искусственные каменные платформы, которые с большой долей вероятности сооружались для проведения погребальных ритуалов.

Исследование найденных некрополей позволяет сделать вывод, что они существовали в течение трех-четырех столетий периода EC I, удовлетворяя потребности одной семейной общины.

В непосредственной близости от некрополей не удалось обнаружить остатков самих поселений. Ранее было принято считать, что причиной тому служит использование для строительства жилищ быстро разрушающихся со временем материалов. Однако, рассматривая довольно широкое географическое распределение некрополей периода EC I, что особенно характерно для таких больших островов, как Наксос и Парос, можно предложить другое объяснение. Если согласиться с тем, что каждый некрополь служил одной семейной общине, то можно предположить, что такая община проживала в одном, изолированном компактном сооружении, "под одной крышей", объединявшей всех жителей. Обнаружить такое уединенное сооружение сегодня достаточно трудно. Такая семейная община представляла из себя типичную первобытно-общинную сельскохозяйственную животноводческую ячейку, ведущую натуральное хозяйство на универсальных "фермах", полностью обеспечивая себя всем необходимым. По этой причине очень часто в отношении этого периода развития Кикладской цивилизации используется термин "период ферм".

Фазы Периода EC I

На основании развития технологий, типологического развития мраморных и глиняных сосудов и мраморных идолов, в рамках периода EC I можно выделить три фазы: Фаза Лаккудес, фаза Пелос и фаза Пластирас, названные таким образом по названиям деревень, рядом с которыми были обнаружены некрополи соответственно на островах Наксос, Мелос и Парос.

Фаза Лаккудес

Фаза Лаккудес

Некрополь Лаккудес состоит из 25 могил, из которых только семь остались не разграбленными. Предметы, обнаруженные в этом некрополе, позволяют утверждать, что его захоронения относятся к первым двум фазам периода EC I (Фазы Лаккудес и Пелос). Глиняная посуда фазы Лаккудес изготовлена из темно-коричневой, плохо вымешанной глины с большим количеством песка, имеет слегка отполированную поверхность. Разнообразие форм сосудов ограничено только двумя типами: пиксида и фляга. Они изготовлены вручную, без использования гончарного круга. На зачатки металлургии в этой фазе указывает единственная находка - тонкая бронзовая пластина, найденная в одной из могил некрополя. Для этой фазы обработка мрамора не является характерной - в некрополе Лаккудес не найдено ни мраморных идолов, ни каменных ваз. Ограниченное использование металлов в этой фазе - ­ регресс по сравнению с концом Неолита, во время которого медные инструменты использовались жителями пещеры Цас на Наксосе. Вероятнее всего эти инструменты не были произведены на Кикладских островах, а были импортированы из других центров ойкумены, где металлургия была более развита.

Фаза Пелос

Фаза Пелос

Глиняная посуда фазы Пелос имеет те же характерные особенности, что и посуда предыдущей фазы: плохо замешанная глина с большим содержанием песка и слегка отполированная поверхность сосудов. Основные типы сосудов остаются теми же - это пиксида и фляга, но в этой фазе заметны усовершенствования их форм. Последнее обстоятельство позволяет предположить, что при производстве этих сосудов начинают использоваться какие-то технические приспособления, возможно - "литье" в форму.

Цилиндрическая пиксида.
Наксос. Некрополь Фиррогес.
Национальный Археологический музей.
Афины. Инв. № 6122 (25)
Раскрашенная фляга.
Музей Кикладского искусства. Афины
Кол. № 1084

В фазе Пелос начинается активное использование мрамора, прежде всего - для изготовления небольших по размеру идолов. Начало обработки мрамора свидетельствует о том, что к этому моменту металлургия на островах уже достигла того уровня, который позволял производить металлические инструменты, пригодные для его обработки. Хотя мраморные сосуды в некрополях этой фазы еще отсутствуют, островные мастера уже начинают использовать мрамор для изготовления мелких декоративных предметов, прежде всего - идолов. Уже в этой фазе можно отметить разнообразие форм фигурин-статуэток, прообразов будущих выдающихся произведений кикладской скульптуры. Это говорит о том, что мрамор был понятен, дружественен островным мастерам, и они имели для его обработки удобные и прочные инструменты. Для этой фазы характерны такие типы идолов, как "скрипичные" и в форме "лопаты". Наиболее часто в фазе Пелос встречаются т.н. скрипичные идолы. Их по праву можно считать самыми популярными в этот период развития кикладского искусства.

Скрипичные идолы с о. Антипарос.
Национальный Археологический музей. Афины. Инв. № 4856

Уже в этой фазе намечаются переходные к более реалистичным фигуринам следующей фазы EC I типы кикладских идолов.

Мраморный женский идол.
Археологический музей Наксоса. Инв. № 1992
Мраморный мужской идол.
Археологический музей Наксоса. Инв. № 199
Мраморный женский идол.
Музей Кикладского искусства. Афины
Кол. № 1111

Кроме идолов, островные мастера в этот период начинают активно использовать мрамор и другие поделочные камни для производства каменных бусин и амулетов, иногда самых разнообразных форм - в виде животных, птиц, рыб, фаллических символов и пр. Изделия из металлов остаются редкими в этот период, а вот разнообразие инструментов из обсидиана остается характерной чертой для всех фаз раннекикладской культуры. Эта распространенность изделий из обсидиана указывает на длительные и постоянные контакты с зачатками торговли, существовавшие между островами Кикладского архипелага на самых ранних стадиях развития островной цивилизации. (см. карту).

Фаза Пластирас

Фаза Пластирас

Глиняная посуда этой фазы несколько отличается от посуды предыдущей фазы Пелос. Более редкими становятся характерные для предыдущих фаз т.н. "стянутые" фляги, пиксиды встречаются чаще. Именно в этой фазе в некрополях существенно увеличивается количество мраморных сосудов, отличающихся искусностью обработки мрамора, из которого они были изготовлены. Характерные формы сосудов этой фазы - это тарелки в виде части сферы, прямоугольные и эллипсоидные неглубокие блюда, и знаменитые, т.н. "kandila» (лампада) - в форме шара с шееподобной горловиной, повторяющей форму более ранних глиняных фляг, и имеющие 4 ушка для подвешивания.

Мраморное блюдо.
Музей Кикладского искусства. Афины
Кол. № 268
Мраморная ваза - "кандила".
Музей Кикладского искусства. Афины.
Кол. № 258
Мраморная чаша. Наксос
Национальный археологический музей. Афины
Инв. № 3969
Мраморная ваза - "кандила".
Коллекция C. Politis
Кол. № 150

Вышеупомянутые типы мраморных судов сосуществуют с очень характерным типом фигурин-идолов, который так и называется - тип Пластирас, получивший свое название от того места (деревня на о. Парос), где идолы этого типа были обнаружены впервые.

Мраморные идолы фазы Пластирас. Национальный археологический музей. Афины.
Инв. №№ 3911 (слева), 4762 (справа). Фигурины на фото в центре, к сожалению, представлены в таком плохом качестве.
Эту витрину в музее фотографировать запрещено.

Сравнивая эти изделия с одновременными, но материкового происхождения, можно выдвинуть гипотезу о том, что они проникли на острова из Аттики. В первую очередь это относится к зооморфным сосудам. Один из таких сосудов, пиксида в виде поросенка, представлен ниже:

Зооморфный мраморный сосуд (пиксида).
Возможное происхождение - Наксос.
Музей Кикладского искусства. Афины. Кол. № 285

Мраморные сосуды описанных типов фазы Пластирас обнаруживаются в некрополях совместно с маленькими бронзовыми инструментами, такими как иглы и шилья, а так же с каменными, веретенообразными бусинками.

Мраморные сосуды, бронзовые инструменты и особенно мраморные идолы имеют весьма широкое распространение на островах архипелага. В связи с этим можно предположить, что они имели не местное происхождение, а происходили из какого-то единого центра, где эти формы и типы были изобретены и развиты. Таким центром, судя по очень высокой концентрации этих предметов на Паросе и близлежащих островах, можно считать именно этот остров.

Период Раннекикладский II - EC II (2800-2300 до н.э)

Некрополей периода EC II сохранилось намного больше, чем более ранних. Как правило, они располагаются на равнинных участках. Каждое отдельное погребение некрополя продолжает сохранять трапециевидную форму, при этом наименьшая сторона не перекрывается плитой, как в могилах EC I, а завершается каменной кладкой без использования скрепляющего раствора. В отличие от индивидуальных захоронений EC I, могилы EC II использовались для нескольких захоронений, превращаясь в подобия семейных склепов. В некоторых таких семейных склепах было обнаружено до 20 погребенных. Естественно, что каменная кладка в таких могилах многократно перекладывалась, иногда обрушивалась и сильно повреждала предыдущие погребения. Могилы одного и того же некрополя сильно отличаются между собой. Некоторые захоронения представляют из себя тщательно выполненные подземные сооружения больших размеров, в которых тела захороненных размещаются достаточно свободно. Другие "склепы" переполнены, боковые стенки таких могил из-за низкого качества строительства оказываются обрушенными, сильно повреждая содержимое захоронения. Таких могил - большинство. Маркером захоронения, как правило, является тонкий слой гальки, выложенный внутри границы могилы из больших камней. Иногда в могилах обнаруживается несколько ярусов захоронений. Поза и положение тела покойника оставались прежними, но теперь под головой каждого погребенного находилась маленькая продолговатая каменная плита, своего рода - подушка. Очевидно, что каждое следующее захоронение в рамках одного склепа сопровождалось реорганизацией прежних и перемещением скелетов к одной стороне могилы или на нижний, расположенный под плитой пола, ярус. Погребальный инвентарь некрополей подобен периоду EC I. Все предметы, найденные в могилах, являются личными вещами покойного.

Одно из наиболее крупных захоронений - около 600 могил - было обнаружено около деревни Халандриани на о. Сирос. Могилы этого некрополя построены в т.н. "форме улья", и в этом смысле являются исключением из общего правила обустройства захоронений периода EC II. Это небольшие купольные помещения, со стенами, сложенными из уменьшающихся в размерах небольших плоских камней, расположенные под поверхностью земли. Вход в склеп организован в виде дверного проема, который заложен сухой кладкой из плоских камней.

Другой крупный некрополь был раскрыт на о. Наксос, вблизи деревни Агия Анаргирои. Рядом с некрополем была обнаружена специально оборудованная площадка, вблизи которой были найдены осколки грубых ваз - т.н. "вазы-шляпы", на основании чего было выдвинуто предположение о том, что это место было предназначено для проведения погребальных ритуалов.

Ваза из Агия Анаргирои. Наксос.
Археологический музей Наксоса. Инв. № 3603

От периода EC II сохранилось несколько остатков поселений, которые еще ждут своего тщательного исследования. На основании сделанных находок можно представить себе дома древних кикладцев. Поселения состояли из нескольких одноэтажных, четырехугольных в плане, изолированных друг от друга домов. Стены были тщательно сложены из необработанных каменных плит, которые фиксируются на некотором подобии фундамента, выравнивающего естественный уклон основания; каждый дом состоял из двух небольших комнат. Крыша, по всей видимости, выполнялась из хвороста, морских водорослей, соломы или тростника и дерна с землей. Не было найдено никаких плиток, шиферных, к примеру, которые могли бы быть использованы для сооружения крыши. В последние годы было открыто еще несколько поселений периода EC II, исследование которых должно дать много новой информации об этом периоде развития Кикладской цивилизации. Это поселение в Скаркосе около гавани Лос, недавно открытое, меньшее в размерах, поселение на о. Аморгос в районе деревни Маркиани и др. Зачастую, эти прибрежные поселения снабжены примитивными гаванями. Судя по уже проведенным исследованиям, можно с уверенностью говорить о том, что период EC II, переходящий в EC III, может быть охарактеризован разделением труда, выделением различных групп ремесленников, занимающихся обработкой металлов, судостроением, мореходством, обработкой камня.

Остров Керос

Керос - это самый большой из необитаемых сегодня островов Кикладского архипелага. Входит в состав т.н. Малых Киклад, расположенных к Юго-Востоку от о. Наксос. Этот остров сыграл огромную роль в открытии Кикладской цивилизации. Проведенные здесь и на близлежащих маленьких островках раскопки, позволяют утверждать, что Керос, а в особенности - маленький островок Даскалейо на его юго-западном окончании, являлись важнейшими центрами периода Раннекикладский II (EC II) на всем Кикладском архипелаге. Крохотный, скалистый островок Даскалейо в это время возможно был связан перешейком с Керосом. Можно предполагать, что во время т.н. фазы Кастри EC II жители Кероса переселились на соседний остров из-за его большей защищенности. На острове удалось обнаружить очень много свидетельств присутствия здесь раннекикладских поселений. Это - остатки примитивного металлургического производства (выплавка меди), многочисленные фрагменты и целые изделия, а так же инструменты из обсидиана, многочисленные, в основном фрагментированные мраморные кикладские идолы, вазы и пр. Все это сконцентрировано в районе предполагаемого древнего поселения, получившего название Кавос-Даскалейо. В этом поселении могло проживать до 200 человек. Скорее всего, деревня представляла собой морскую торговую гавань, поскольку очевидно, что такое количество жителей не могло быть обеспечено всем необходимым для жизни, при условии их постоянного проживания на острове.

Впервые остров попал в поле зрения археологов после того, как немецкий историк античности Ульрих Кёлер в 1884 году объявил о находке на острове двух, пожалуй, самых известных кикладских идолов, "Арфиста" и "Флейтиста". Сегодня оба они находятся в Национальном Археологическом музее Афин. Находка была точно описана с указанием места их обнаружения. Датируются эти идолы периодом EC II.

Флейтист и Арфист с о. Керос
Национальный археологический музей. Афины.
Инв. №№ 3910, 3908

К сожалению, начиная с 60-х годов прошлого столетия, это поселение стало местом повышенного интереса "черных" археологов и постоянных нелегальных раскопок, в результате чего на рынок антиквариата были выброшены тысячи артефактов раннекикладской культуры - мраморные фрагменты фигурин, ваз, обсидиановых лезвий и пр. Чтобы предотвратить окончательное уничтожение такого важного археологического объекта, в 1963 году на о. Керос и в районе Кавос-Даскалейо начались официальные археологические раскопки под руководством греческого археолога Христоса Думаса. После появления огромного количества фрагментов, появившихся на рынке антиквариата, возник специальный термин - "Клад (или сокровищница) Кероса". Раскопки Думаса на этом же месте дали интересный результат - обнаружились сотни фрагментов и осколков мраморных идолов, в том числе и очень крупных, в человеческий рост, великолепных мраморных ваз и обсидиановых фрагментов, подобных тем, что разошлись ранее по частным коллекциям буквально по всему миру. Тут же в полном беспорядке были обнаружены человеческие кости. Создавалось впечатление, что все эти предметы, в особенности идолов, разбивали намеренно, возможно - в рамках некоего ритуала. Ни некрополя, ни поселения поблизости обнаружено не было. Зато рядом располагалась пещера, изучение которой показало, что она существовала и использовалась людьми в эпоху бронзы. Скопления мраморных фрагментов и костей находилось как раз перед входом в эту пещеру. Все это позволило Думасу выдвинуть гипотезу о том, что в этом месте находился, возможно, самый древний религиозный культовый центр Эгеиды. Это предположение вполне обоснованно - скопление фрагментов и костей находилось у входа в пещеру, а какое значение пещерам, как своего рода "входам" в загробный мир ("Ворота в ад"), придавалось в древности, нам хорошо известно. Наличие костей Думас предлагает объяснять массовым перезахоронением, возможно даже с другого острова. Подобные примеры известны из истории Греции более поздних эпох (Делос - Ренайя). В заключение этого отступления о самом знаменитом археологическом памятнике раннекикладской цивилизации необходимо сказать, что на сегодняшний день, из более чем 1400 известных кикладских фигурин более 80% процентов происходят с о. Керос, Кавос-Даскалейо. В Фонде Николаса П. Гоуландриса (Музей Кикладского искусства, Афины) экспонируется 81 фрагмент кикладских идолов, найденные на острове. Они были приобретены не так давно на международном аукционе и выделены в отдельный фонд.

Фазы Периода EC II

На основании развития технологий, типологического развития мраморных и глиняных сосудов и мраморных идолов, в рамках периода EC II выделены две фазы: Фаза Кампос, названная так по имени деревни Кампос на о. Парос и фаза Сирос - по имени острова Сирос. Именно в этих местах найдено основное количество типичных для этого периода Раннекикладской культуры мраморных изделий и посуды.

Фаза Кампос

Эту фазу можно назвать переходной.

Фаза Кампос

Для нее характерны как традиционные, так и новые, характерные для EC II черты, часто совмещенные в одном и том же предмете. Набор форм и типов глиняной посуды обогатился новыми характерными особенностями, заметны инновации и в привычных типах керамики, таких как пиксиды и т.н. "перехваченные" вазы. Улучшается качество этих сосудов, в частности, поверхность становится более гладкой, хорошо обработанной, форма сосудов - пропорциональнее. Появляются сосуды новых, более изящных форм, т.н. грушевидные вазы.

Пиксида. Наксос
Национальный Археологический музей. Афины
Инв. № 6101 (7)
Ваза. Деспотико
Национальный Археологический музей. Афины
Инв. № 4880
Ваза. Наксос
Археологический музей Наксоса


Эти вазы свидетельствуют о высокой квалификации кикладских гончаров, которые продолжали изготавливать эти довольно сложные изделия, не применяя гончарного круга. Эти сосуды кроме всего прочего отличает изящная линейная гравировка по всей поверхности тулова. Эта черта характерна для более раннего, EC I периода и ее присутствие на сосудах нового, более совершенного типа, подтверждает переходный характер фазы Кампос EC II.

Другое новшество в производстве керамики в период EC II - это появление знаменитых кикладских сковородок. Характерные особенности этих ранних типов - П-образная ручка, гравировка на дне и стенках сосуда. Этот тип кикладской керамики получил свое развитие и достиг совершенства в следующее фазе EC II - фазе Сирос.

Кикладские "сковородки". Музей Кикладского искусства. Афины. Кол. №№ 971, 98, 99

До сих пор нет единого мнения о назначении этих сосудов. Высказывались разные гипотезы - предлагалось даже считать эти "сковородки" кикладскими древними зеркалами. Для достижения необходимого эффекта в эту плоскую тарелку достаточно только налить воды…. Одна из не менее любопытных гипотез заключается в следующем. Если рассматривать эту сковородку, как форму, в которой в результате нагревания жидкость могла выпариваться, переходя в некую иною фазу, и присовокупить к этому характерные мотивы декора сковородок следующей, Сирос - фазы EC II (спирали, как морские мотивы, примитивные изображения кораблей, солнце), то можно предположить, что они использовались для производства соли.

Мраморные фигурины этой фазы можно назвать переходными. За фазой Кампос следует фаза о. Сирос, мраморных идолов которой принято называть идолами канонического типа. Идолов предшествовавшей ей фазы Кампос нельзя рассматривать в качестве той формы, которая затем развилась в каноническую. С одной стороны, идолы фазы Кампос сохранили в себе натуралистические черты фигурин предшествующего типа - фазы Пластирас, а с другой - имеют характерные особенности последующей фазы. Датировка этих фигурин (т.н. Лурос-типа) подтверждается археологическим контекстом раскопок в этом некрополе на о. Наксос, в процессе которых они в основном были обнаружены.

Мраморные идолы типа Лурос. Наксос.
Национальный Археологический музей. Афины
Инв. № 6140 (6, 7, 9, 10, 11)

Фаза Сирос

Эта очевидно самая продолжительная фаза Раннекикладской культуры, подарившая нам очень большое разнообразие форм и типов сосудов, как керамических, так и мраморных, и, что самое важное - наиболее интересные типы мраморных идолов. Выше уже отмечалось, что именно эти типы кикладских фигурин принято называть каноническими.

Фаза Сирос

Совершенствуются формы, качество и обработка керамики, расширяется ассортимент мраморных ваз. Некоторые изменения касаются усовершенствования качества обработки, форм и типов декора, например, форм ручек у типичных кикладских сковородок. Не смотря на сохранение основных типов керамических и мраморных ваз, фаза Сирос характеризуется появлением новых типов керамики. Этот новый специальный класс глиняной посуды с ограниченным числом форм был объединен в специальную группу с хронологическими рамками, укладывающимися в период Сирос фазы EC II. Эта группа получила название Группа Аморгос. Характерным элементом декора керамики фазы Сирос остается выгравированные спирали и зигзагообразные орнаменты.

Керамические сковородки и гравированные сосуды. Сирос, некрополь Халандриани.
Национальный Археологический музей. Афины. Инв. №№ 5053, 5230, 6172, 6184 и др.

В фазе Сирос отмечено большое разнообразие форм сосудов, копирующих птиц и животных. Пожалуй, самым любимым животным кикладских гончаров был еж. Имеется большое количество сосудов, выполненных в форме ежа. Такие находки были сделаны на островах Сирос (некрополь Халандриани), Наксос (Гротта) и Кеа (Агиа Ирини).

Сосуд в форме ежика.
Сирос, некрополь Халандриани.
Национальный Археологический музей. Афины. Инв. № 6185
Сосуд в форме ежика. Наксос.
Археологический музей Наксоса. Инв. № 4728

Многие из перечисленных форм глиняной посуды были повторены и в мраморе. Фаза Сирос дает нам очень широкий спектр форм мраморных сосудов. Это полусферические чаши, поильники, плоские блюда и тарелки, иногда - прямоугольной, со скругленными углами, формы, цилиндрические, конические и биконические пиксиды, как самая популярная форма закрытого сосуда, сферические с ручками и др. В фазе Сирос встречаются сложные мраморные сосуды, что говорит о новом уровне мастерства резчиков. В первую очередь нужно отметить большие, плоские мраморные круглые тарелки с группой резных птичек в центре (т.н. "Ваза голубя").

Мраморные сосуды - ваза (пиксида?) и "сковородка". Наксос. Археологический музей Наксоса. Инв. №№ 4840, 6902
Мраморные сосуды - "Ваза голубя", поильник. Музей Кикладского искусства. Афины. Кол. №№ 329, 592

Но особенно интересна Фаза Сирос разнообразием и оригинальностью типов мраморных идолов. В это время в некрополях все еще встречаются "скрипичные идолы", но в первую очередь конечно же нужно говорить о большом разнообразии идолов т.н. канонического типа.

Мраморные идолы канонического типа. Вариант Спедос.
Музей Кикладского искусства. Афины.
Кол. №№ 107, 104, 104а, 103, 477, 350 (+350а)

Но самыми интересными, я бы даже сказала - обескураживающими, бесспорно являются идолы фазы Сирос EC II, которых часто называют специальными, трехмерными или объемными. Это - знаменитые музыканты с острова Керос - флейтист и арфист из Национального археологического музея Афин, их коллеги - арфисты, найденные на Санторине и находящиеся сегодня в Археологическом музее Карлсруе, трогательные сидящие дамы из музея Наксоса, "тостующий", "мыслитель" и фрагменты групповых композиций из Музея Кикладского искусства в Афинах, и другие. Высочайшее мастерство, с которым выполнены эти фигуры, говорит о богатых традициях камнерезного искусства Киклад и развитости разных ремесел и технологий этой доисторической цивилизации.

Мраморные идолы фазы Сирос EC II специального типа из нескольких музеев мира - Археологический музей Наксоса; Археологический музей Ираклиона; Национальный Археологический музей, Афины; Археологический музей Карлсруэ; Вилла Гетти, Лос-Анджелес; Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Музей Кикладского искусства, Афины.

Подробно все эти идолы будут подробно рассмотрены в соответствующих разделах данного сайта.

Группа Кастри

В конце Фазы Сирос выделяют отдельную, хронологически ограниченную, группу типичных кикладских артефактов, которую по месту их наибольшего обнаружения принято называть группой Кастри (Кастри - название деревни на о. Сирос). С этой группой связаны многочисленные небольшие поселения, расположенные на склонах холмов и возвышенностей в глубине островов, довольно хорошо укрепленные. Период существования этих поселений был очень недолгим, и их исчезновение, по всей видимости, было связано с нападением извне. Для этой группы характерен тип глиняных кувшинов, которые подобны посуде, обнаруженной в Троаде. На основании сравнения форм сосудов, найденных на островах кикладского архипелага и в Троаде, делается предположение о том, что этот тип керамики мог быть привнесен в Эгеиду переселенцами из Анатолии. Параллели в области форм керамики прослеживаются и с артефактами, найденными в местечке Лефканди на о. Эвбея. Это кружки, двуручные кубки, и другие типы керамики, которые были распространены и в Троаде и на Северо-Востоке Эгеиды.

Керамическая посуда группы Кастри, подобная обнаруженной в Троаде. Наксос, Сирос.
Национальный археологический музей. Афины

Кроме того, от этого заключительного периода фазы Сирос сохранилось довольно много металлических предметов. Это, прежде всего, инструменты - бронзовые долота, топоры, иглы, щипцы и пинцеты, кинжалы и наконечники копий, а также ювелирные изделия из серебра. Анализ этих предметов показал, что сырье для их производства могло быть добыто на Северо-Востоке Эгеиды и рядом с поселениями группы Кастри.

Бронзовые инструменты: долота, серповидный скребок, тёсла. Наксос.
Национальный археологический музей. Афины. Инв. №№ 8823, 6198.2,1,6,3,4
Бронзовые наконечники копий, кинжалы; бронзовые и серебряные иглы и булавки. Аморгос, Наксос, Сирос.
Национальный археологический музей. Афины. Инв. №№ 4717, 4721, 6197, 4718, 4996, 5134, 5120, 5144, 4730

Среди металлических предметов встречаются фрагменты свинцовой проволоки, которая часто использовалась для ремонта больших пифосов для хранения сыпучих продуктов.

В группе Кастри почти отсутствуют резные мраморные сосуды. Канонические формы мраморных идолов тоже меняются. В этих изменениях можно угадать последующее превращение в постканонические фигурины EC III.

Женские мраморные идолы. Вариант Халандриани.
Музей Кикладского искусства. Афины. Кол. № 102, 105

В этой группе, тем не менее, встречаются, хотя и редко, оригинальные типы канонических фигурин, как например воин или охотник из музея Кикладского искусства в Афинах и сопровождающая его дама. Или это - две дамы? Эти фигурки, лишенные артистического вдохновения, завершают собой тысячелетний период развития Кикладской скульптуры.

Мраморные идолы канонического - постканонического типа, вариант Халандриани.
Музей Кикладского искусства. Афины. Кол. № 312, 308

Поселения в окрестностях Кастри имеют ряд особенностей. Это их удаленное от побережья расположение, система довольно внушительных укреплений, очень непродолжительное существование, сходство найденных артефактов с одновременными им из некрополей и поселений Северо-Востока Эгеиды. Всё это позволяет сделать вывод о том, что население поселений группы Кастри являлось пришлым из других областей, не островным. Возможно, эти поселения населяли переселенцы с островов и побережья Эгейского моря в его Северо-Восточной части. Причины такого переселения не ясны, но короткое существование самих поселений группы Кастри позволяет предполагать, что их жители вернулись в свои родные земли (побережья Беотии, Аттики, Арголида, Эгина) после окончания там какого-то временного конфликта или природного катаклизма. Отзвуки этих событий в мире Киклад можно искать в спаде, отмеченном в этой культурной фазе, и в первую очередь - значительный спад в мраморной скульптуре - фигуринах, и вазах. Кроме немногих схематических или постканонических статуэток, в группе Кастри почти нет примеров этой высокохудожественной продукции Киклад. Положение группы Кастри на хронологической шкале Раннекикладского периода определяют по разному. Некоторые ученые, на основании сравнения глиняной посуды этой группы с посудой последующего EC III и фазы Филакопи, а также стратиграфии керамики группы Кастри, делают вывод о том, что группа Кастри - предшествовала EC III и завершала фазу Сирос EC II, т.е. представляет собой отдельную хронологическую фазу. Иными словами, в соответствии с этой гипотезой, между EC II и EC III существует временной разрыв. Однако, керамика этой группы была обнаружена в надежно датированных EC II некрополях и соответствующих слоях, а также в современных им поселениях и некрополях материковых культур периода Раннеэладский II. Кроме того, и глиняная посуда группы Кастри и керамика EC III были обнаружены в следовавших друг за другом стратиграфических слоях в раскопах в Агиа Ирини и Филакопи. Эти и другие свидетельства заставляют принять гипотезу о том, что группа Кастри современна завершению фазы Сирос и началу периода EC III.

Период Раннекикладский III - EC III (2300-2000 до н.э)

Археологические исследования на островах показали существенное сокращение тех раннекикладских поселений, которые могли бы быть датированы периодом EC III. С другой стороны, приморские поселения, примитивные гавани более раннего периода, EC II, в рассматриваемый период EC III существенно расширились и превратились в прообразы портовых городов: это поселения в Агиа Ирини на о. Кеа, Филакопи на Мелосе, Акротири на о. Тира, Пароикиа на Паросе, и Гротта на Наксосое.

Период Раннекикладский III - EC III

За редкими исключениями эти кикладские поселения превратились в эпоху Средней Бронзы в полноценные гавани. Существуют многочисленные доказательства того, что некрополи этих поселений-городов использовались многократно и в течение обоих периодов. В них находят склепы, которые использовались для неоднократных, последовательных на протяжении длительного времени, захоронений. Однако отдельных некрополей этой фазы, или - четко выделяемых склепов в более ранних захоронениях сохранилось очень мало, и очень часто они оказываются полностью разграбленными. При раскопках поселений EC III зачастую трудно определить артефакты этой эпохи под более поздними наслоениями. В основном наши сведения о типичных для EC III типах керамики и мраморной скульптуры базируются на результатах многолетних систематических раскопок в местечке Филакопи на о. Мелос. Формы ваз этой фазы типичны для кикладской культуры: конические пиксиды с геометрическими орнаментами, т.н. "вазы-птицы" с "запрокинутым" горлышком, "чайники", двуручные кубки, кувшины, "многоголовые" ритуальные сосуды - "керносы", зооморфные вазы. Все они, с одной стороны, продолжают традицию кикладской керамики с ее характерной красноватой глиной, высоким качеством обжига, характерными орнаментами росписи, а с другой - явно несут следы влияния материковых культур. Несколько характерных типов представлены ниже:

Керамическая посуда Филакопи I
Национальный археологический музей. Афины.
Инв. №№ 45(768), 5701, 5713, 5731, 5726, 822, 833 (1748)

Керамическая посуда. Зооморфный аск, Филакопи I. Коническая пиксида, Сирос
Национальный археологический музей. Афины
Инв. №№ 5697, 5227

Про скульптуру фазы Филакопи можно сказать только одно - традиция изготовления мраморных идолов на Кикладских островах практически прервалась. EC III демонстрирует лишь крайне схематичные антропоморфные мраморные фигурины:

Мраморные схематические фигурины постканонического типа. Музей Кикладского искусства. Афины
Кол. №№ 1073 (Филакопи тип), 352, 259 (возможно - из Схинуса)

В заключение приводим диаграмму развития кикладских фигурин от эпохи неолита до периода Раннекикладский III. Автор - художник Костис Илиакис, опубликована Стелиосом Даскалакисом в книге Greek Art. The Dawn of Greek Art, Ekdotiki Athenon, Athens 1994.

Диаграмма развития кикладских мраморных фигурин

Комментируя эту диаграмму, следует сказать еще об одном способе классификации кикладских мраморных фигурин. Речь идет о характерных различиях между разными вариантами типов в рамках одного и того же периода и его фаз. Фигурины эпохи неолита принято называть типом Салиагос, в фазе Пелос уже упоминался т.н. тип скрипичных идолов, а в фазе Пластирас - Лурос-тип. Однако наибольшее количество вариантов можно выделить в периоде EC II, в особенности в его Сирос-фазе, в рамках канонического типа кикладских идолов.

Под каноническим типом понимается женская фигура со сложенными под грудью руками, причем левая рука всегда - над правой. Эта особенность была и у фигурин предканонического типа. Новые черты фигурин канонического типа фазы Сирос EC II - это треугольная, в форме лиры, запрокинутая голова, строгая фронтальность и чуть согнутые в коленях ноги, вытянутые носки. Однако строгое следование этим правилам не исключало появления характерных и повторяющихся их вариаций, которые связаны либо с деятельностью отдельных авторов, либо характеризуют производство местных мастерских. Среди этих вариантов канонического типа выделяется несколько, расположенных более менее в хронологическом порядке в рамках фазы Сирос, и названных по имени поселений на островах архипелага, где они были обнаружены в наибольшем количестве: Капсала (о. Аморгос), Спедос (о. Наксос), Докатизмата (о. Аморгос), Кумаса (о. Крит) и Халандриани. Приведенная ниже классификация вариантов основных типов кикладских идолов опубликована Renfrew C., The Development and Chronology of the Early Cycladic Figurines, AJA 73, 1-32. 1969.

Классификация кикладских идолов по вариантам основных типов с примерами:
Салиагос (Археологический музей Наксоса), Пластирас, Лурос, Спедос, Капсала, Докатизмата (Музей Кикладского искусства, Афины), Кумаса (Археологический музей, Ираклион), Халандриани (Музей Кикладского искусства, Афины).

 


Источники фотоматериала:


Открытки, выпускаемые Фондом Николаса П. Гоуландриса (Музей Кикладского искусства) и издательством "HANNIBAL" Since 1957, Афины.

NAXOS. Denkmaeler und Museum. Photini Zaphiropoulou. Krene Verlag. 1988

National Archaeological Museum-Athens. NEOLITHIC and CYCLADIC CIVILIZATION. G. Papathanassopoulos, Ephor of Antiquities. "MELISSA" Publishing House. 1981

MINOISCHES KRETA. Vom Mythos zur Geschichte. Antonis Vassilakis. Verlag ADAM. 2001

MARANGOU L. Cycladic Culture. Naxos in the 3rd millennium BC. Athens 1990 (греческое издание)

Ряд фото выполнены нами (MTV) в 2005, 2007 и 2008 гг. - Marina.



на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования