Киклады

Киклады

 

История

История открытия
Периодизация



Материальная культура

Мраморные идолы
   Неолит
   Раннекикладский период I
   Раннекикладский период II
   Идолы специального типа

Керамика

Ювелирное искусство

Изделия из металла

 

Прогулки по музеям

Афинский архелогический музей

Афинский музей Кикладского искусства

Доисторический музей Тиры (Санторин)

Коллекция Кикладской культуры Британского музея

Коллекция Кикладской культуры Музея Метрополитен. Нью-Йорк

Мюнхенское Античное собрание




Библиотека

Андреев Ю.В.
Эгейский мир в преддверии цивилизации (Эпоха ранней бронзы)

Думас К.
Кикладская цивлизация бронзового века в Эгеиде



Реклама

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

МРАМОРНЫЕ ИДОЛЫ


Раннекикладский период II (EC II). 2800 - 2300 гг. до н.э. Идолы специального типа

Среди строгих, аскетичных, но не лишенных элегантности, антропоморфных идолов канонического типа периода EC II особо выделяются довольно редкие, уникальные по своей художественной проработке, т.н. идолы специального типа, или, как их еще называют, объемные или трехмерные. Их не много, очень похоже, что они происходят из одной мастерской, и они до такой степени своеобразны и интересны, что мы собрали их в одном месте и постараемся представить их максимально подробно.

Прежде всего обращает на себя внимание группа музыкантов. Совершенно особое место среди кикладских антропоморфов занимают фигуры музыкантов-арфистов и в одном только случае (статуэтка из Афинского Национального археологического музея) флейтиста, играющего на двойной флейте. Возможно появление этих изображений в кикладских могилах свидетельствует о том, что жители архипелага представляли себе загробную жизнь как продолжение траурной церемонии, в которой, как и в более поздние времена, центральное место занимала поминальная тризна, сопровождавшаяся игрой на музыкальных инструментах. А может быть эти музыканты призваны были разбудить умершего в ответственный момент....

Но есть среди идолов этого типа и совершенно человеческие, трогательные изображения. Это уютно сидящие в удобных креслах или на домашних табуреточках женщины, родители, играющие с детьми, тут же - прогуливающиеся, слегка приобняв друг друга за плечи, старые приятели, или задумавшийся над тяготами окружающей действительности кикладский "мыслитель". Такими нам кажутся сегодня эти мраморные идолы из киклдаских могил, наполненные каким-то, не до конца понятным нам, смыслом.

Больше всего таких идолов находится в коллекции Археологического музея Наксоса. Всемирно известны арфист и флейтист из Национального Археологического музея Афин. Удивляет "Тостующий" из Музея Кикладского искусства в Афинах. Пару кикладских арфистов занесло за океан - В Музей Метрополитен в Нью-Йорк, в Ричмонд - в тамошний Музей изящных искусств, и даже в Калифорнию, в музей Поля Гетти. Все они перед вами.

"Надежды маленький оркестрик"

"Арфист" с о. Керос. Национальный Археологический музей. Афины.
Инв. № 3908. Керос, Могила А. Высота: 22.5 см.
"Флейтист" с о. Керос. Национальный Археологический музей. Афины.
Инв. № 3910. Керос, Могила А. Высота: 20.5 см.
"Арфист" с о. Наксос. Национальный Археологический музей. Афины.
Инв. № 8833. Наксос, Некрополь Афантика. Высота: 12.5 см.
"Арфисты" с о. Тира (Санторин). Badisches Landesmuseum, Карлсруе.
Инв. № B 864. Высота: 12.5 см. Инв. № B 863 Высота: 15.6 см.
Заокеанские арфисты. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.
Наверху слева и внизу - Инв. № 47.100.1. Высота: 29.2 см. Подлинность этого арфиста
оспаривается из-за стилистических отклонений от канониченских идолов этого типа.
Второй арфист из Музея Метрополитен. Нью-Йорк. Инв. № L.1982.27.13 Высота: 29 см.
Этот кикладский идол больше похож на подлинного, чем его сосед.
Заокеанские арфисты. Музей Поля Гетти, Калифорния, Лос-Анджелес.
Инв. № 85.AA.103. Высота: 35.8 см.

Заокеанские арфисты.

Слева - арфист из Музея изобразительных искусств в Ричмонде, шт. Вирджиния (США).

Подлинность этого идола, так же как и арфиста из Музея Метрополитен, оспаривается.
Однако это не помешало составителям каталога выставки Кикладской культуры (Древности о. Наксос и других островов архипелага), которая проходила в Музее Кикладского искусства в Афинах в 1990 году, включить стул, на котором он сидит, в число типичных предметов мебели кикладских жителей. Ниже - все известные на сегодня экземпляры этих стульев.
MARANGOU L. (ed.)Cycladic Culture. Naxos in the 3rd millennium BC. Athens 1990 (Греческое издание), стр. 43.

Посиделки

Начинаем этот раздел с двух фигурин из Археологического музея Наксоса, который может гордиться, пожалуй, самой богатой коллекцией идолов специального типа. Первый мужчина вполне мог бы оказаться и в нашей компании музыкантов - так и кажется, что правая его рука тянется к струнам не сохранившейся арфы. Но вот левая - подгуляла. С этой точки зрения поза наксосского "арфиста" сильно отличается от выше приведенных. Так что, может быть и не арфист он вовсе. А второй "тостующий" с Наксоса.... На него он больше похож.
Мужской и женский идолы специального типа. Археологический музей Наксоса.
Инв. № MN 4846. Высота: 14 см. Инв. № MN 4845. Высота: 16 см.

Ну а дальше места в зале, согласно купленным билетам, заняли наксосские домохозяйки. Вот она, наксосская "пятерка", островной женсовет, уникальное собрание в уникальном музее (не могу не похвастаться - фотографировать в этом музее нельзя, но нам удалось преодолеть возникшие трудности...):

Женские идолы специального типа. Археологический музей Наксоса.
Слева направо: спиной к нам - Инв. № MN 5466. Высота: 16.4 см; лицом - Инв. № MN 5467. Высота: 16.4 см;
спиной к нам - Инв. № MN 5803. Высота: 16.5 см; "Дама на троне" - Инв. № MN 5468. Высота: 14 см;
"...Сидит на облаке, и, свесив ножки вниз..." Инв. № MN 7308. Высота: 12 см;
Женские идолы специального типа. Археологический музей Наксоса.
Наверху, спиной к нам - Инв. № MN 5467; наверху, лицом к нам и внизу, слева - Инв. № MN 5466;
внизу справа - Инв. № MN 5803.
Женский идол специального типа. Археологический музей Наксоса. Инв. № MN 5467.
"Дама на троне". Археологический музей Наксоса. Инв. № MN 5468.
Женский идол специального типа. Археологический музей Наксоса. Инв. № MN 7308.

Ну вот и мужчины подошли.... С обычными своими занятиями:

"Тостующий". Музей Кикладского искусства. Афины. Кол. № 286. Высота - 15.2 см.

Чрезвычайно любопытный сюжет у художников тех далеких времен - ... т.н. "Мыслитель". В Музее Кикладского искусства есть один такой. Он хоть и фрагментированный, но иначе, как мыслителем, назван быть уж точно не может. И как выясняется - он совсем не одинок. Намного раньше и довольно далеко, по меркам тогдашней ойкумены, где-то, где теперь Румыния, был изваян еще один. Да нет, не один - а с кокетливой подружкой. Сравните сами:

"Мыслитель". Музей Кикладского искусства. Афины. Зеленоватый стеатит.
Кол. № 348. Высота - 5.4 см. Возможное происхождение - Аттика.
"Мыслитель" из Чернаводы. Румынский национальный исторический музей.
Инв. № 15906. Высота - 11.5 см. Глина. Поздний неолит. Культура Hamangia.
"Жена мыслителя" из Чернаводы. Румынский национальный исторический музей.
Инв. № 15907. Высота - 11.5 см. Глина. Поздний неолит. Культура Hamangia.

А вот эта веселая семейка у себя дома, в музее:

Присевших отдохнуть мужчин почти не осталось, а вот акробатов и массовиков-затейников можно и поискать...

Мраморный идол из Текке около Кносса. Ираклионский Археологический музей. Крит.
Группа из трех идолов. Badisches Landesmuseum, Карлсруе. Инв. № К 9. Высота: 19 см.

К сожалению, больше таких групп, как эта троица из Карлсруе, не сохранилось. Мы можем лишь включить свою фантазию, чтобы попытаться реконструировать произведения кикладских мастеров по тем небольшим фрагментам, которые дошли до нас:

Фрагменты групп идолов специального типа. Музей Кикладского искусства. Афины.
Уже знакомый нам "Мыслитель". Кол. № 348. Высота - 5.4 см.
Фрагменты групп: Кол. № 968. Высота - 6.64 см. Кол. № 339. Высота - 5.5 см.
А так могла бы выглядеть несохранившаяся группа Кол. № 339.
Фрагмент групп идолов специального типа. Музей Кикладского искусства. Афины.
Кол. № 330. Высота 23. Так домысливают эту композицию современные реконструкторы:
До свидания!



Источники фотоматериала:


Открытки, выпускаемые Фондом Николаса П. Гоуландриса (Музей Кикладского искусства) и издательством "HANNIBAL" Since 1957, Афины.

MINOISCHES KRETA. Vom Mythos zur Geschichte. Antonis Vassilakis. Verlag ADAM. 2001

Christos G. Doumas. EARLY CYCLADIC CULTURE. The N.P. Goulandris Collection. N.P. Goulandris Foundation - Museum of Cycladic Art. Athens 2000

MARANGOU L. Cycladic Culture. Naxos in the 3rd millennium BC. Athens 1990 (греческое издание)

Фото в Археологическом музее Наксоса и в Афинском музее Кикладского искусства выполнены нами (MTV) в августе 2007 и 2008 гг. - Marina.



на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования