|
Гарама (из истории ливийской цивилизации)
Мухаммед Сулейман Айюб (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)")
Глава III
Общественно-политическая жизнь
И Страбон1, и Мела2 сообщают нам, что гараманты брали себе много жен, и у каждого из них было много детей. Ясно, что во времена гарамантов количество жителей в Феццане зависело от многочисленности гаремов у мужчин. Множество женских, могил на царском кладбище и тот факт, что число их больше числа мужских захоронений, показывают, что у каждого царя было немалое число жен и наложниц. Такой обычай распространен в большинстве царств древнего мира. Но это вовсе не означает, что гарамантские мужчины не ценили женщин или что женщины считались по сравнению с мужчинами низшими существами. Судя по тому, что им воздвигались роскошные гробницы на царском кладбище, и по украшениям, найденным в этих гробницах, мы можем сделать вывод, что по своему положению женщина была равна своему супругу. Поклонение богине (а не богу) Тиннит и то, что она считалась главой богов, также свидетельствует о том, что женщина в Гараме пользовалась уважением.
Однако главенствовал в обществе, существовавшем в Феццане в эпоху гарамантов, мужчина. Именно он воевал, именно он водил караваны через пустыни и ущелья, ему приходилось выполнять самые тяжелые работы. Женщина же занималась домашним и сельским хозяйством.
В тех немногочисленных строках, которые оставил о гарамантах Плиний, мы читаем, что люди здесь делились в принципе на оседлых и кочевников3. Оседлые жили в городах и оазисах, где были источники воды, посевы, пальмы, рынки, где жизнь была сравнительно легче. Для защиты от набегов эти города и оазисы, как правило, были окружены стеной, или в них была крепость, выполняющая ту же функцию. Правитель или наместник, обычно владеющий самым большим караваном, жил в этой крепости или замке - развалины таких крепостей до сих пор часто встречаются в оазисах Феццана. Простолюдины же жили либо в маленьких домах из необожженных кирпичей, либо в соломенных хижинах, либо в шатрах из шкур животных.
Что касается кочевников, то это были в основном пастухи, переходившие со своим скотом с места на место в поисках пастбищ. Возможно, кочевники были потомками гамфазантов, которые были коренными жителями Феццана и которых покорили переселившиеся в эту область гараманты.
Помимо этих двух классов или слоев существовал и третий слой - рабы. Он состоял из военнопленных, а также из людей, похищенных или порабощенных гарамантами. Цвет кожи не играл при этом никакой роли.
Царь был главой государства, а возможно, и верховным жрецом. Поклонение Гараме (мифическому предку гарамантов.- Примеч. пер.) было не более чем поклонением лично царю или вождю. По роскошным гробницам царей видно, что они считали себя властителями не только в этой, но и в загробной жизни. Это явствует из того, что они строили свои гробницы на высоком месте, откуда могли бы наблюдать за своими подданными, могилы которых располагались на дне долины.
По всей вероятности, цари Гарамы были средиземноморского происхождения. Однако в Феццане они смешались с негроидами и стали темнокожими4. Царь был верховным правителем, он обладал исполнительной властью и был предводителем в военных походах. Мы не знаем точно, был ли он верховным жрецом, но у ливийских племен Триполитании вожди являлись одновременно и религиозными и светскими правителями5.
Разница между гробницами царей и наместников провинций показывает, что последние не обладали верховной властью, их действия направлялись указаниями сверху. У каждого наместника был свой дворец, в котором он жил, и особое кладбище, на котором хоронили его и членов его семьи. Некоторые из этих кладбищ по великолепию и пышности сравнимы с кладбищами царей. Наместники были не только правителями, но еще и владельцами торговых домов; их караваны ходили через пустыню из средиземноморских стран в страны Центральной Африки и обратно. Эта торговля обогащала их настолько, что они воздвигали посреди пустыни дворцы не менее роскошные, чем дворцы римских богачей в Средиземноморье.
А простые люди жили трудом; среди них были караванщики, пастухи, землепашцы и ремесленники; небольшое число людей все еще жило охотой6.
Рабы же прислуживали во дворцах, в городах, работали на полях, ухаживали за пальмами, пасли лошадей и коров, занимались всякой другой черной работой.
Гараманты издревле славились своей воинственностью, поэтому не вызывает удивления то, что они служили добровольцами или наемниками в войсках Ганнибала, сражались в войсках Масиниссы, помогали городам и племенам, восставшим против римлян, посылая к ним отряды воинов. Армия гарамантов в целом делилась на конницу и пехоту. Конница состояла из всадников и возничих колесниц, вооруженных мечами и копьями. Видимо, в армии существовал также особый отряд, в задачи которого входило засыпать колодцы, закрывать дороги противнику, перерезать его линии снабжения7 . О численности войска гарамантов данных нет.
К сожалению, мы очень немного знаем о финансовой системе гарамантов. Известно, что они не чеканили своей монеты, а использовали различные товары для меновой торговли: золото, серебро, бирюзу, соль, медь. В некоторых случаях они использовали и морские раковины. Вместе с тем обширная торговля, которую они вели на территории, в четыре раза превышающей территорию Средиземноморья, вынуждала их устанавливать точную систему меновой торговли и расчетов. К сожалению, мы все еще не знаем, каким образом они справлялись с этой проблемой. Возможно, гарамантам была известна налоговая система. Налоги могли поступать из нескольких источников, основными из которых были подати на домашних животных, на пальмы и, конечно, сборы с караванов. Видимо, часть этих налогов отправлялась центральной власти в Гараме, а другую часть наместники провинций оставляли себе.
Мы не можем уверенно говорить о границах царства гарамантов, пустыня препятствовала проведению точных границ между этим государством и его соседями. На севере границы этого царства, видимо, примерно совпадали с линией, проведенной от Бу Нджема на востоке до Гадамеса на западе. Римляне выстроили на этой линии цепь крепостей, однако эта граница в разные века передвигалась то немного севернее, то немного южнее, в зависимости от политической обстановки. На юге, востоке и западе границы были неизвестны, потому что с этих сторон близ Гарамы не было сформировавшихся государств, подобных Римской империи. То, что все это пространство занято пустыней, также не способствовало установлению четких границ. Однако известно, что крепости, построенные гарамантами для охраны дорог, доходили до Тассили на юге и до Куфры на востоке.
Гарама (из истории ливийской цивилизации)
Примечания:
1. Страбон. XVII, 3, 19.
2. Мела. I, 8.
3. Плиний. V, 36-38.
4. Ayoub M. S. Excavations in Germa, p. 12.
5. Bates О. The Eastern Libyans, p. 117.
6. Ibid., p. 93.
7. Плиний. V, 38.
на главную | Древняя Ливия
|