Гараманты Южной Ливии

Чарльз Дэниэлз (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)")

Антропология и обычаи

Геродот сообщает нам, что гараманты были "очень крупным народом". Они отличались физическим здоровьем: "...по правде говоря, нам неизвестны люди более здоровые, чем ливийцы"1. В расовом отношении народ относился к хамитам, но что касается более подробных деталей, то мы до сих пор ограничены теми находками, которые обнаружила экспедиция Паче - Серджи - Капуто2. Не больше 29 скелетов (причем часть из них не сохранилась полностью) было обследовано С. Серджи.

С. Серджи полагал, что гараманты родственны туарегам. Паче относил их к белой средиземноморской расе со свойственной ей смуглой кожей. Кроме того, Серджи выделял некоторые негритянские или негроидные вкрапления, появившиеся в "римское время", но ставшие более заметными позднее. Эти аргументы, особенно последний пункт, оспаривались другими учеными, и в настоящее время необходимо провести новое исследование, которое бы включало в себя тщательный сбор материала. С другой стороны, говоря об этом, не хотелось бы принижать значение работы Серджи, бывшего пионером подобных исследований. Вероятно, все же в основном она была правильной.

Бычий и более поздние периоды фресок Тассили, выделенные Лотом, прямо касаются нашей темы (особенно период колесниц и последующий), так же как и аналогичные изображения в других местах. Изображения людей, встречающиеся на них, отличаются большим разнообразием: от стройных, напоминающих птиц, богинь египетского типа, атлетических воинов-охотников с непропорционально маленькими головами, исключительно красивых и изящных юношей и девушек до полных татуированных негритянок и странных белых фигур, иногда орнаментированных, раскрашенных или покрытых татуировкой. Гарамантские типы и сцены вполне могут быть представлены среди этого изобилия, но где именно, определить трудно. На рис. 1 видны сцены позднейших периодов. Мы видим воинов, колесницы и быков. Возможно, это и есть гараманты.



О социальных обычаях и установлениях гарамантов известно очень мало. Почти все античные авторы пишут о свободе половых отношений среди африканских племен. Например: Насамоны имеют много жен, а их совокупление с женщинами носит беспорядочный характер, так же как и у массагетов. Женщины гиндинов одевают много ножных браслетов из кожи потому, что они прибавляют новый всякий раз после совокупления с новым мужчиной3. Гараманты не вступают в брак, но живут со своими женщинами беспорядочно, так что дети не знают своих родителей, а родители - кто их дети4. Такого рода замечания всегда делали моногамные греческие и латинские авторы о местном ливийском населении - и, как отмечает Бейтс, это, вероятно, указывает лишь на непонимание полигамии у ливийских племен, которая коренным образом отличается от беспорядочности. О полигамии среди ливийцев говорят древнеегипетские надписи. Об этом же свидетельствует ответ мавров византийскому военачальнику Соломону, угрожавшему убить мавританских заложников: "Это вам, кому нельзя иметь более одной жены, следует беспокоиться о своих детях. Мы же, если захотим, можем иметь по 50 жен каждый, и мы не боимся, если наши дети погибнут"5. Вероятно, социальный обычай гиндинских женщин близок к обычаю племени улед наиль, девушки которого зарабатывают на приданое проституцией до замужества. Если это так, то можно говорить об известном равноправии полов, примером чего могут служить изразцы из Мединет Хабу (Египет), на которых мы видим женщину, одетую в мужское платье. Повсеместно на древнеегипетских рельефах ливийские женщины богато украшены личными орнаментами, как и их соотечественники-мужчины, а в одном случае женщина даже носит карнату (см. ниже)6.

У нас нет оснований предполагать, что у гарамантов одежда существенно отличалась от той, которую носили другие племена (рис. 2). Греческие и латинские авторы часто называют эти племена "голыми гарамантами" или "обнаженными насамонамами"7, однако на самом деле все не так просто. Это подтверждает Лукиан, называющий гарамантов легко одетыми8. Знатные ливийцы носили длинные одеяния, перевязанные у плеч (рис. 2, А и С). В эпоху поздней античности они могли быть вытканы из хорошей материи. Их часто украшали золотые пряжки. В более древние времена они изготовлялись наверняка из кожи или из львиных, леопардовых или медвежьих шкур и иногда были отделаны бахромой по краям9. Это подтверждается находками кусков кожи и ткани, обнаруженных в гарамантских захоронениях. Поверх этой одежды они иногда носили плащ, а под ней или тунику, опоясанную у талии и спускающуюся до колен, или ничего, кроме пояса, с которого свисал узкий, покрытый орнаментом футляр, нечто вроде шарфа, укрывавшего и предохранявшего половые органы (рис. 2, В)10.



Как широко ношение одежды было распространено, неизвестно: один рельеф (рис. 2, С) изображает вождя, его меченосца и его лучника, каждый из которых одет, но третий сопровождающий обнажен. На других изображениях обычно встречаются воины без одежды, носящие только пояс и футляр, но часто украшенные лентами, перевязанными на плечах и груди (рис. 2, В). Женская одежда нам известна меньше, чаще всего встречается длинная юбка, спускающаяся с талии ниже колен (рис. 2, А).

Следует отметить два других обычая. Это - нанесение татуировки. Татуировка хорошо видна на руках и ногах, а иногда и на теле. Однако очевидно, что право ее ношения среди мужчин было социально регламентированным. Таким образом, вождь на уже упоминавшемся нами рельефе покрыт татуировкой, а его три спутника - нет (рис. 2, С).

Вторым обычаем является украшение волос. Страбон сообщает нам, что члены одного из мавританских племен "стараются украсить свою внешность, заплетая волосы на голове и отращивая бороды, носят золотые украшения, начищают зубы и стригут ногти"11. Но египетские рельефы и другие источники показывают, что такая практика была широко распространена вообще среди ливийцев. Очень часто встречаются изображения, на которых видны люди с небольшими остроконечными бородами, с зачесанными назад волосами, иногда заплетенными в маленькие косицы, с челкой впереди и характерными локонами по бокам (рис. 3).



Такая манера украшения волос изображена на одной из злитенеких мозаик, находящихся сейчас в Триполийском музее. На ней, как было доказано12, изображены пленные гараманты, вышедшие к диким зверям на арену (фото 1). Благодаря особенностям украшения волос мы в состоянии отличить гарамантов, хотя и не только их. Различия в украшениях волос между племенами отмечали античные авторы, которые сообщают нам, что во многих случаях по этому признаку можно идентифицировать то или иное племя.



О. Бейтс собрал подобные описания: "Женщины Адирмахиды отращивают длинные волосы"; маки "стригут волосы на голове, оставляя чубы: на макушке они отращивают волосы, а по сторонам сбривают до самой кожи"; махлии и авсеи "носят длинные волосы, но махлии отращивают их на голове сзади, а авсеи - спереди"; максии "отращивают волосы на правой стороне головы и стригут их на левой". Последняя манера ухода за волосами наиболее часто встречается на древнеегипетских изображениях13. Древние ливийцы нередко носили для украшения перья страуса в волосах. Наскальные фрески в аль-Аджаль свидетельствуют об этом как о характерной черте облика гараманта, хотя такие украшения встречались не только у них; например, древнеегипетские рельефы часто изображают ливийцев с большими перьями в волосах, а насамоны прикрепляли птичье крыло на макушку как знак того, что они путешествуют14.

Наконец, необходимо сказать несколько слов о религии гарамантов. Об особенностях их верований и религиозной практике мы знаем мало, но кое-что можно сказать о верованиях и обычаях других ливийских племен, и нет оснований полагать, что гарамантские отличались от них радикальным образом. Насамоны занимались гаданием, посещая могилы своих предков, где они молились, а затем спали, воспринимая свои сны как указание о будущем15. Мела рассказывает во многом то же самое о жителях Авгил, одного из оазисов насамонов16. Орик Бейтс настаивает на том, что такая "практика, существующая среди многих берберских племен сегодня, восходит прямо к насамонам", и в качестве примера он приводит женщин Гадамеса и азгарских женщин вади Ауджидит, до сих пор придерживающихся этого обычая17. Возможно, необычное захоронение, расположенное недалеко от гарамантского мавзолея в аль-Аджаль, с примыкающим атриумом с главной восточной стороны использовалось для этой цели, как предполагал Г. Капуто18.

Говоря о божествах, Геродот отмечает, что кочевники (ливийцы на западе до Шотт Джерида) поклонялись Солнцу и Луне. Он так описывает способ их жертвоприношения: "Сначала у жертвы отрезают кусок уха как начаток и бросают его через свой дом, а затем свертывают шею животному"19. Однако если о лунном культе у нас мало сведений, то о солнечном - более чем достаточно. Ибн Халдун20 утверждает, что в древние времена большинство берберов поклонялось Солнцу. Археологами были обнаружены надписи, посвященные Deus Invictus (Непобедимому Богу) и Sol Invictus (Непобедимому Солнцу). Мы также знаем о боге-Солнце, который являлся в образе Быка. Поздний латинский поэт Корипп21 рассказывает нам, что, когда леваты шли на битву с византийцами, они брали с собой изображение их бога Быка Гурзила. Еще в XI в. аль-Бекри22 отмечал, что многие племена Триполитании, в том числе хавара, молились идолу Гюрзе из раскрашенного камня, помещенному на вершине холма, чтобы он сохранил их стада. Возможно, что происхождение этого имени то же, что и название современной Гирзы в-вади Земземе. Гюрза (Gurza23) - так назывался город (теперь Кала Кебира, находящийся недалеко на северо-запад от современной Сусы), который мог быть Гурзой (Gourza) Птолемея24 или Горзой (Gorza) Полибия25. Другим указанием на имя того же бога может быть племя гузаритов, упоминаемое Геродотом26. Наконец, отметим наскальное изображение в Дайя Диб (30 км к югу от Мизды в вади Марсит), на котором виден большой бык, держащий Солнце на своих рогах, примерно так же это делают солнечные быки древнего Египта27. Мы должны также вспомнить о табу на употребление говядины среди ливийцев, в особенности среди женщин Кирены и Барки28. Принимая все это во внимание, трудно не предположить, что гараманты со своими пятящимися назад быками вполне могли бы поклоняться богу-Солнцу в образе быка.

Говоря о погребальных обрядах, мы находимся на более твердой почве. Многие надгробия вади аль-Аджаль имеют простую пирамидальную или овальную форму и не содержат каких-либо погребальных предметов. Умершие чаще всего преданы земле в согнутом положении. Захоронения периода до появления римской посуды разбросаны по низким склонам разломов. Наиболее развитой формой ранних надгробий следует считать так называемые couchets, которые встречаются по всей Северной Сахаре и являются основной, характерной формой берберского захоронения29. Во многих из ранних пирамидальных надгробий и couchets не обнаружено никаких погребальных предметов, хотя иногда попадаются грубо обработанные полые каменные вазы и тонкие вертикальные каменные плиты, расположенные напротив восточной внешней стороны. В нескольких случаях найдены горшки либо местного производства, либо привозные грубой выработки.

Кладбища, на которых встречается римская посуда (часто керамика тонкой выделки и стекло хорошего качества), как правило, компактно сгруппированы и чаще лежат на вершинах разломов, чем на их склонах, иногда они находятся в центре вади. На погребениях мы находим хорошо известные, характерные вертикальные стелы и жертвенные столики, обычно устанавливаемые на восточной стороне захоронения (фото 2 и 2а). Мертвых хоронили иногда в согнутом, иногда в выпрямленном положении. Было обнаружено только два случая кремации вблизи так называемого гарамского мавзолея. Там останки мужчины и женщины были помещены в две амфоры у его подножия30.







Пирамидальные надгробия на кладбищах эпохи ввоза римской керамики имеют ряд характерных черт. Овальные надгробия грубой формы наиболее распространены, но иногда погребения находятся на небольшой глубине в могиле, обозначенной вертикальной стелой и столиком без овального надгробия. Couchets встречаются и в это время. Иногда попадаются и более крупные памятники сходного типа на тех же самых кладбищах. Они состоят из couchets со ступенчатыми ярусами (иногда их называют мастабами или ступенчатыми пирамидами), которые накрывают шахту или грубо выкопанную погребальную камеру под землей. На царском кладбище в Гараме31 эти ступенчатые памятники, все из грубого камня, скреплены белым известковым раствором, а жертвенные столики и вертикальные стелы находятся на низких платформах напротив восточной стороны.

Кладбища такого типа, иногда состоящие из многих сотен захоронений, есть в Зуаве, Раджибе, Таглите и Джерме, отдельные ступенчатые памятники попадаются на обычных кладбищах в Зинкекре, Твеше и Харайге. Несомненно, еще много подобных мест ждет первооткрывателя.

Известны три кладбища с настоящими пирамидами. Они состоят из четырехугольных пирамидальных структур, сделанных из необработанных саманных кирпичей, возведенных над могильными шахтами. Одно такое кладбище лежит у подножия разлома в Харайге; два других были открыты в 1959 г. вблизи аль-Хатира в центре вади. Кроме того, отдельные небольшие пирамиды встречаются в центре вади. Там же можно увидеть могильные шахты, покрытые платформами из грубых саманных кирпичей, часто напоминающими ступенчатые надгробия типа тех, из которых состоит царское кладбище. Похожие надгробные памятники есть на кладбищах в Твеше, а также в Годдуа в вади ан-Нашуа.



Последний тип надгробного монумента - это знаменитый мавзолей в Гаср Ватуат, так называемый тарамский мавзолей (фото 3). Долгое время он считался единственным свидетельством римского проникновения в Сахару, однако недавние раскопки показали, что он просто единственный сохранившийся из пяти подобных мавзолеев в окрестностях Джермы. В других четырех случаях памятники были сильно разрушены и от них мало что осталось. Эти мавзолеи отличаются от встречающихся в предпустынных районах тем, что под ними нет погребальных камер или шахт; нет указаний и на то, что такая камера есть под монументом в Гаср Ватуат. Кроме того, как кажется, в основании тех мавзолеев гарамантов лежали маленькие платформы, выступавшие с восточной стороны, а крыша была на фронтоне. Все эти элементы сильно отличны от тех, которые мы встречаем в мавзолеях, построенных в укрепленных поселениях предпустынных районов. Наоборот, в этих элементах мы видим классический римский архитектурный стиль нумидийского или нумидийско-пунического типа, встречающийся по всему Тунису и частично в Восточном Алжире, наиболее яркий образец которого - знаменитый мавзолей в Дугге. Переход от четырехугольной пирамиды к фронтонной крыше - типичный пример римского влияния, подтверждающий деятельность римских мастеров в Гараме. По-видимому, памятники вади аль-Аджаль не являются настоящими мавзолеями, так как ни в них самих, ни под ними нет погребальных камер, но и их назначение как усыпальниц, представляется нам, подчеркнуто тем, что они окружены кладбищами, а кроме того, кремированные останки в амфорах явно связаны с мавзолеем в Гаср Ватуате. Точной датировки указанных памятников пока не существует, но достаточно надежно можно предполагать конец I-начало II в.

Гараманты Южной Ливии


Примечания:

1. Геродот. IV. 187.

2. Pace G. Scavi, pp. 443-534, 186-190.

3. Геродот. IV. 172, 176.

4. Помпоний Мела. О положении земли I. 8.

5. Procopius. Vandal War. IV. XI. 13.

6. Bates 0. Eastern Libyans, p. 113.

7. Lucan. Pharsalia. IV. 334 и XI. 42.

8. Lucian. Dipsades (Жаждни) 2.

9. Страбон. География. XVII, 3. 7, с. 828 о ливийцах вообще. Геродот. IV, 189.

10. Так называемая карната или penistasche (футляр для пениса).

11. Страбон. XVII. 3. 7.

12. Расе G. Scavi, р. 490-4; Aurigemma S. I mosaici di Zliten, Milano, 1932.

13. Bates O. Eastern Libyans, p. 133-4. Орик Бейтс цитирует Геродота (IV. 168, 175, 180, 191).

14. Haynes D. E. L. Antiquities of Tripolitania, p. 21.

15. Геродот. IV. 172.

16. Помпоний Мела. I. 8.

17. Bates О. Eastern Libyans, p. 178-9.

18. Caputo G. Scavi, p. 289-91.

19. Геродот. IV. 188.

20. Ibn Khaldun. Kitab al-Ibar. VI, p. 89.

21. Corippus. lohannis (особенно IV. 699 и 1139).

22. El-Bakri. Description de 1'Afrique septentrionale. P.,1913, p. 31.

23. Corpus Insc. Lat. VIII, 68 и 69.

24. Птолемей. IV. III. 10.

25. Полибий. I, 74.

26. Геродот. IV. 194.

27. Haynes D. E. L. Antiquities of Tripolitania, p. 23.

28. Геродот. IV. 186.

29. См.: Reygasse M. Monuments Funeraires preislamiques de 1'Afrique du Nord. P., 1950, passim; Daniel G. Man. L., 1951, p. 99.

30. Caputo G. Scavi, p. 268.

31. Ibid., p. 292 и 357; Ayoub M. 5.-Libya Antiqua. III/IV (1966-1967), p. 213.


на главную | Древняя Ливия |

 webmaster