Гарама (из истории ливийской цивилизации)

Мухаммед Сулейман Айюб (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)")

Глава I

Источники и литература

Французская экспедиция Института тунисских исследований

Французская экспедиция Института тунисских исследований провела серию раскопок в вади аль-Аджаль в 1949 г. Возглавлял археологов Пьер Беллер. Приведем из длинного отчета экспедиции наиболее интересные фрагменты.

"Вади аль-Аджаль называют дорогой кладбищ. Большинство из них относится к эпохе гарамантов. Вади аль-Аджаль на севере ограничен сахарским эргом1, а на юге - горами хамада Мурзук. Край хамада, ограничивающий вади на юге, достигает примерно 150-200 м высоты. Иногда хамада углубляется в вади и образует внутренние мысы, а иногда отступает, и вади создает в хамада небольшие заливы. Ширина вади колеблется от 2 до 3 км, но изредка расширяется до 10-12 км. Населенная часть вади представляет собой узкую полосу, находящуюся вблизи песчаных дюн и далеко от каменистой хамада.

На южной стороне вади на протяжении примерно 200 км находится много могил. Там расположено также большое количество фоггаров, которые тянутся с каменистых склонов хамада к центру вади, где можно обнаружить следы многочисленных жилищ, построенных из необожженного кирпича или камня. Поблизости от склонов хамада, особенно рядом с селением Бенбия, в разных местах удалось найти много неолитических орудий. Общее количество могил, расположенных на склонах хамада, составляет примерно 60 тыс. Некоторые ученые, исходя из этого, делали вывод, что в прошлом население вади было более значительным, чем сегодня. В настоящее время в районе вади проживает 10 тыс. человек. Однако если сделать несложный расчет, то окажется, что за 200 лет при таком населении количество умерших достигает примерно 60 тыс. Таким образом, предположение о многочисленности населения не подтверждается. Точно так же наличие множества фоггаров, прорытых здесь, привело к предположению о том, что на их строительстве было занято очень много рабочих рук. Однако мы должны принять во внимание то, что все фоггары отнюдь не создавались в одно и то же время, но строились постепенно на протяжении ряда эпох. Если мы посмотрим на проблему с точки зрения размеров территории, орошавшейся фоггарами, то окажется, что она всего в 3-4 раза превышает территорию, возделываемую сегодня. Это означает, что количество населения вади в прошлые эпохи превышало население нашего времени не так значительно.

Теперь обратимся к этим фоггарам, которые давно находятся в бездействии. Предполагается, что они появились в результате освоения источников воды или артезианских колодцев. Не может быть, чтобы фоггары были делом рук гарамантов, так как все древние авторы сходятся на том, что эпоха гарамантов была эпохой земледельцев и пастухов. Источников воды в те времена было достаточно. Будет более правильным предположить, что фоггары возникли в последующую эпоху, когда местное население стало искусней и стремилось предотвратить надвигавшийся в результате понижения уровня подземных вод упадок.

Что касается кладбищ, им следует найти место в историческом контексте. Единственным элементом, позволяющим нам встать на твердую историческую почву, являются археологические находки средиземноморского происхождения. Таким образом, итальянская экспедиция, проводившая раскопки в районе Джермы, смогла датировать многие захоронения благодаря тому, что удалось обнаружить много глиняной и стеклянной посуды, датировка которой известна. Однако, к сожалению, множество гарамантских захоронений лишено этого важного элемента.

В результате беглого осмотра кладбищ мы смогли выделить три типа гробниц. Первый из них - это строение квадратной формы, состоящее из двух мастаб, меньшая из которых расположена вверху. Рядом обычно находится стела и жертвенный столик. Второй тип - круглый, напоминающий отверстие колодца, также сопровождается стелой и жертвенным столиком. Третий тип, как и предыдущий, круглый, но отверстие колодца накрыто каменной плитой.

Кладбище Тенахма

Недалеко от селения Тенахма, расположенного у южного края вади, находится кладбище, на котором примерно 60 могил, разбросанных в беспорядке по склону горы. Вблизи ее подножия находятся самые крупные захоронения, вскрытые еще задолго до нас. Мы приступили к раскопкам одной из этих могил и нашли там раздробленный скелет человека с уцелевшим черепом. Труп был положен на правый бок, а голова его повернута на запад. Были обнаружены остатки кожаного покрывала, прилипшие к берцовой кости над коленом. Вероятно, это покрывало было красного цвета. Осмотр скелета показал, что он принадлежит престарелой женщине невысокого роста. Череп был продолговатый и небольшой по размеру. Следов болезней обнаружено не было.

b>Кладбище, расположенное между Тенахмой и ар-Раджибой

Оно находится на расстоянии примерно 4 км к западу от первого кладбища и расположено также на южном краю вади и у северных склонов хамада. Там большое количество гробниц, построенных из двух мастаб, с жертвенными столиками и стелами по соседству.

Мы приступили к осмотру кладбища и раскопали одну из гробниц: две стены, сложенные из камней и скрепленные раствором. Гробница построена в форме двух квадратов, меньший из которых находился сверху. Внутренняя часть могилы заполнена землей и камнями. Погребальная яма напоминает колодец, глубиной 80 см. В погребальной камере на тростниковой циновке покоится скелет. Тростник циновки перевязан соломой. Скелет раздроблен, череп - продолговатый. Он принадлежал в основном здоровому человеку. В захоронении были обнаружены также угли и остатки кожаного покрывала".

Далее исследователь переходит к описанию своих раскопок на других кладбищах. В заключение отчета Пьер Беллер кратко сформулировал основные выводы:

"Возможность сравнения наших находок с находками предыдущих экспедиций, и прежде всего итальянской экспедиции 1934 г., позволяет нам прийти к следующим заключениям:

1.Форма гробниц. Оказалось, что встречаются различные типы гробниц. Итальянская экспедиция 1934 г. открыла гробницы, построенные в форме двух наложенных друг на друга мастаб - квадратов, гробницы пирамидальной формы из необожженных и обожженных кирпичей. Несмотря на то, что различные типы гробниц не дают нам возможности восстановить их историю, отдельные этапы эволюции выделить все же можно: от надгробий круглой формы доисторического времени к гробницам, сложенным из двух мастаб, с жертвенным столиком и стелой. Мы встретили два типа погребений. В первом из них тело умершего покоится в неглубокой яме. В своей основе этот способ погребения восходит к обычаю оставлять труп на земле на открытом воздухе. Вполне возможно, что он был распространен у древних жителей Сахары. Изучение обычаев современных народов, оставляющих своих покойников под открытым небом, показывает, что они, как правило, выкладывают вокруг трупа круг из камней.

Второй тип погребений встречается в могилах, построенных в форме мастаб. Внутри их в земле выкапывались глубокие камеры. Этот тип погребения был широко распространен в римское время.

2. Стелы и жертвенные столики. Большое количество стел и жертвенных столиков было найдено в гарамантских захоронениях. Некоторые стелы имеют двурогую форму, а другие похожи на четырехпалую ладонь. Жертвенные столики прямоугольны, они сделаны из нубийского песчаника... Оказалось, что большая часть стел и жертвенных столиков расположена с восточной стороны.

3.Положение трупа при погребении. Выяснилось, что в большинстве случаев скелет находится в положении, напоминающем положение зародыша, т.е. ноги согнуты, а руки сложены на груди. Это соответствует описаниям античных авторов и, вероятно, является свидетельством того, что умерших погребали сидящими на корточках или связывали их веревкой, чтобы они оставались в таком положении.

4. Красный цвет. В захоронениях было обнаружено много веществ красного цвета. Неизвестно, использовались ли они для окрашивания трупа умершего в красный цвет. Раньше в могиле Тин Хиннан был найден маленький кубок, наполненный красной глиной. Нам неизвестна подлинная причина присутствия этого цвета в гарамантских погребениях.

5. Похоронные обряды. Вопрос о способе погребения умерших до сих пор остается неясным. Обнаружение саванов, сделанных из кожи, по-прежнему является загадкой.

b>6. Предметы, найденные в захоронениях. Было обнаружено много украшений, например, ожерелья из яиц страуса или камешков. Некоторые из украшений - изделия неолитического происхождения, что указывает на сравнительно позднюю неолитическую культуру в Сахаре.

7. Расовое происхождение усопших. Антропологический анализ обследованных скелетов показал, что они принадлежат к четырем основным группам, две из которых - белые, одна - черная и одна - смешанная (мулаты)"2.

Глава I. Источники и литература


Примечания:

1. Эрг - песчаная пустыня (примеч. составителя).

2. Bellalr P. Mission au Fezzan, sepultures de 1'ouadi El Ajal (1944-45). Alger, p. 81 ff.


на главную | Древняя Ливия |

 webmaster