| Древний народ ливийской СахарыЧарльз Дэниэлз (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)") Многие загадки гарамантов остаются до сих пор не разрешенными из-за того, что нам пока не известен язык гарамантов и их письменность. Находки археологов последнего времени, возможно, помогут нам узнать немало нового о древнем народе Феццана. Вероятно, наиболее важным в этом смысле является публикация доклада "Древний народ ливийской Сахары" Чарльза Дэниэлза, представленного им на коллоквиуме по сравнительным хамито-семитским лингвистическим исследованиям в марте 1970 г. в Лондоне. Этот доклад, по всей видимости, первое научное сообщение о находках гарамантских надписей в Феццане. Здесь мы приводим ту часть доклада Дэниэлза, которая посвящена воспроизведению и научному описанию возможных гарамантских надписей (см. их изображение, приведенное ниже). "...Основная часть нашего сообщения состоит из первой коллекции возможных "гарамантских" надписей. Значительные трудности встают на пути исследователя, который когда-либо пытался их обнаружить, так как не известен ни язык, ни письменность гарамантов. Именно в связи с этим соображением мы постарались собрать весь возможный материал, включая и тот, который, по всей вероятности, не был гарамантским, но был добавлен для полноты и сравнительного анализа. Весь материал разделен на пять групп. ДРЕВНЕЙШИЕ НАДПИСИ ИЗ РАЙОНА ВАДИ АЛЬ-АДЖАЛЬ (группы А, В, С, D, E) Группа А. Она включает граффити, нацарапанные сбоку или снизу определенного числа блюд тонкой выделки из красной глины, обнаруженных на кладбище Санийат Ховейди, находящемся в пяти милях к востоку от Гарамы. Хотя эти надписи могли быть сделаны в любое время существования этой посуды, вряд ли они сделаны торговцами, продававшими эти блюда, более правдоподобно предположить, что они были сделаны непосредственно в вади аль-Аджаль. Единственной возможной альтернативой является то, что эти блюда были похищены из Лептиса во время набега на город в 68-69 гг. н. э. Но вероятность этого весьма мала. Два латинских слова и одно неопуническое (?) можно разобрать. Название Nimira встречается в околопустынном районе, в частности в Бир ад-Дредере (Inscriptions of Roman Tripolitania, 886) и Гирза (I. R. Т., 899). Другими формами являются NIMIRE (Гирза, I. R. Т., 898) и, возможно, N'MRR, неопуническая надпись (I. R. Т., р. 11, No 6). Монограмма (?) С. А. встречается три раза и семь или восемь раз попадаются другие знаки. Все граффити, сделанные на блюдах тонкой выделки из красной глины, находятся теперь в музее города Себха. Кривые линии номеров 3 я 4 показывают положение дна посуды. Линии у номеров 5 и 6 показывают, где разбита посуда. Все блюда относятся к типу terra sigillata и датируются 50-80 гг.н.э. | 1. Муз. Себха. Кат. Н. 34. Один символ нацарапан на нижней стороне. 2. Муз. Себха. Кат. Н. 38. 3. Муз. Себха. Кат. Н. 40. а. Символ (?) нацарапан внутри основания блюда снизу. b. Один символ и, возможно, другой символ нацарапаны на нижней стороне; возможно, это случайные пометки. c. Неопуническая (?) надпись нацарапана на нижней стороне. d. Латинская надпись (cura)? Нацарапана на нижней стороне. 4. Муз. Себха. Кат. Н. 83. Два символа нацарапаны на нижней стороне. 5. Муз. Себха. Кат. Н. 84 а. Латинская надпись nimira (имя собственное?) нацарапана сбоку, и снова очень слабо нацарапана как nim с другого, невидного бока. b. Один символ на нижней стороне (посуда разбита и починена). 6. Муз. Себха. Кат. Н. 85 a. Неполная латинская надпись nimir нацарапана на стенке, которая не нужна. b. Два символа (один неполный), нацарапанный на нижней стороне. 7. Муз. Себха. Кат. Н. 86. Один символ нацарапан на нижней стороне. |
Группа В. Состоит из символов, вырезанных или нарисованных на темно-зеленых амфорах с того же кладбища. Большинство из них перевезено в музей Себхи, некоторые до сих пор находятся в Джерме. Знаки могут быть разделены на три группы. К первой относится семь знаков, которые были, по-видимому, вырезаны по влажной глине до обжига амфор: 8, 9, 17, 18, 20, 24 (?), 29. Эта группа почти наверняка негарамантского происхождения, так как амфоры, судя по всему, были импортированы, и эти знаки даны для сопоставления с другими. Вторая группа состоит из 12 знаков, вырезанных уже после обжига и, по-видимому, в вади аль-Аджаль: 10, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 23, 26, 27 и 28. Третья группа состоит из шести знаков, нанесенных красной краской, гематитом, который, как было обнаружено, широко применялся гарамантами. Эти символы часто не очень хорошо сохранились в результате воздействия погодных условий. Один из них нанесен поверх неопунической (?) надписи No 24. В эту группу входят символы: 11, 12, 14, 20, 23, 24 и 25. | 8. Муз. Себха. Кат. А. 8.Один символ, вырезанный до обжига. 9. Муз. Себха. Кат. А. 10. Один символ, вырезанный до обжига. 10. Муз. Себха. Кат. А. 13. Один символ, вырезанный после обжига. 11. Муз. Себха. Кат. А. 15. a. Три символа, вырезанные после обжига. b. Один символ, нанесенный красной краской. 12. Муз. Себха. Кат. А. 21. a. Один символ, вырезанный после обжига. b. Один символ, нанесенный красной краской. 13. Муз. Себха. Кат. А. 22. Один символ, вырезанный после обжига. 14. Муз. Себха. Кат. А. 37. Один символ, нанесенный красной краской. 15. Муз. Себха. Кат. А. 41. Один символ, вырезанный после обжига. 16. Муз. Себха. Кат. А. 42. Один символ, вырезанный после обжига. 17. Муз. Себха. Кат. А. 47. Один символ, вырезанный до обжига. 18. Муз. Себха. Кат. А. 49. Один символ, вырезанный до обжига. 19. Муз. Себха. Кат. А. 50. Один символ, вырезанный после обжига. 20. Муз. Себха. Кат. А. 55. a. Один символ, вырезанный до обжига. b. Один символ, нанесенный красной краской. 21. Муз. Себха. Кат. А. 62. Один символ, вырезанный после обжига. 22. Муз. Себха. Кат. А. 63. Один символ, вырезанный после обжига. 23. Муз. Себха. Кат. А. 64. a. Три символа, вырезанные после обжига. b. Один символ, нанесенный красной краской. 24. Муз. Себха. Кат. А. 66. a. Один символ (неопунический?), вырезанный до обжига. b. Один символ, нанесенный красной краской. 25. Муз. Себха. Кат. А. 67. Один символ, нанесенный красной краской. 26. Пока еще находится в Джерме, регистрационного номера не имеет. Один символ, вырезанный после обжига. 27. Пока еще находится в Джерме, регистрационного номера не имеет. Один символ, вырезанный после обжига. 28. Пока еще находится в Джерме, регистрационного номера не имеет. Один символ, вырезанный после обжига. 29. Пока еще находится в Джерме, регистрационного номера не имеет. Один символ, вырезанный до обжига (?). |
Группа С. Состоит из всех фрагментов амфор, найденные в различных местах и на которых видны отдельные буквы или знаки. Большинство из них было найдено в окрестностях Джермы, один был обнаружен на кладбище в Харайге в 10 милях к востоку. Некоторые фрагменты уже зарегистрированы. Фрагмент 30 находится в музе Себхи. | 30. Фрагмент стенки красновато-коричневой амфоры, найденный на царском кладбище в захоронении No 5 в 1963 г. Части четырех букв? 31. Фрагмент ручки коричневатой амфоры, найденный в Санийат Джебриль на поверхности в 1965 г. (No 302). Один символ. 32. Фрагмент амфоры неопределенного происхождения, 1965. Часть одного знака? 33. Фрагмент амфоры неопределенного происхождения. 1965. Часть одного знака? 34. Фрагмент амфоры неопределенного происхождения, 1965. Часть одного знака? 35. Фрагмент амфоры неопределенного происхождения, 1965. Часть одного знака? 36. Фрагмент амфоры неопределенного происхождения, 1965. Часть одного знака? 37. Фрагмент горлышка красновато-коричневой амфоры, найденной в Зинкекре на поверхности в 1965 г. (No 545). Часть двух букв. 38. Фрагмент темно-зеленой амфоры, похожий на No 8-29, найденный в Джерме, в куче мусора в 1967 г. (No 100:1). Один символ. 39. Фрагмент стенки темно-зеленой амфоры, найденный на кладбище в Хараиге на поверхности в 1969 г. (No 1976). Часть одного символа. 40. Фрагмент амфоры красновато-коричневого цвета, найденный в районе разлома в Джерме в 1967 г. (No 1325). Часть одного символа. |
Группа D. Состоит из "надписей" пли групп символов, высеченных на стелах, жертвенных столиках и ровных скальных поверхностях на позднеримском (византийском?) кладбище в Таглите примерно в 15 милях к западу от Джермы. Хотя нет полной уверенности в том, что надписи сделаны в то же время, что и объекты, на которых они находятся, однако состояние и надписей, и объектов обнаруживает примерно одинаковый налет патины. Надписи 41-43 выполнены на стелах весьма тщательно. Надпись 49 на каменной стеле была выполнена до того, как стела оказалась погруженной в землю на свой нынешний уровень. Надпись 48 уникальна. Надписи 46, 47, 50 и 51 выполнены на необработанных камнях и, вероятно, отличаются от остальных надписей этой группы. | 41.Надписи [а] на фронтальной и [b] боковой частях стелы Н. 59. 42.Надписи на передней части стелы Н. 73. 43.Надпись на передней части стелы Н. 116. 44.Надпись на фрагменте стелы Н. 6. 45.Надпись на фрагменте стелы Н. 42. 46.Надпись на необработанном куске камня, надпись No 6. 47.Надпись па необработанном куске камня, надпись No 3. 48.Надписи на обработанном надгробном камне? No SP. 3. 49.Надпись на фрагменте надгробной стелы Н. 8. 50.Надпись на небольшом куске камня, No SP. 5. 51.Надпись на небольшом куске камня, No SP. 6. 52. Надпись, вырезанная на жертвенном столике, Т. 16. 53. Надпись, вырезанная на жертвенном столике, Т. 26. 54. Надпись, вырезанная на жертвенном столике, Т. 25. 55.Символ, вырезанный на жертвенном столике сбоку, Т. 45 (клеймо верблюда?). |
Группа Е. Состоит из оставшихся надписей из разных мест. | 56. Надпись на стеле на кладбище в Харайге (без номера). Символы вырезаны грубее, чем в Таглите, и заметно отличаются от других. Вопрос об их датировке остается открытым. 57. Символы, вырезанные с двух сторон терракотового бруска для ткацкого станка III в. н. э. Он был найден в комнате дома No 4, раскопанного в Санийат Джебриль в 1965. Символы могли быть и негарамантскими, так как подобные предметы с похожими знаками были найдены даже в Южной Галлии. Одна сторона предмета повреждена, символ сохранился не очень хорошо. |
на главную | Древняя Ливия | |