Уютный музей Кикладского искусства расположен в самом центре Афин - по соседству с посольствами мировых держав и другими известнейшими музеями древнего города, в маленьком переулке Neophytou Douka, выходящем на респектабельную улицу Vasilissis Sophias. Музей был организован в 1986 году, и вся его деятельность посвящена изучению и пропаганде античного искусства древней Греции. В основу коллекции музея было положено частное собрание Николаса и Долли Гуландрисов (Nicholas and Dolly Goulandris). Их собрание начало формироваться при поддержке правительства Греции в 60-е годы прошлого века. Особое внимание и интерес эти двое всегда проявляли прежде всего к искусству доисторической Греции, в частности - к искусству эпохи ранней бронзы региона Кикладских островов. В результате Музей Кикладского искусств в Афинах в настоящее время является обладателем уникальнейшей и богатейшей коллекции предметов этой древней и загадочной цивилизации. В этот музей мы вас и приглашаем.
Любимый наш идол в этом музее - т.н. "тостующий". Кто это - мужчина или женщина, сказать невозможно, никаких характерных для таких фигур половых признаков у этой скульптуры нет. Но тем не менее, этого идола относят к раннекикладскому периоду EC II, фаза Syros (2800 - 2300 гг. до н.э.) Его называют особой скульптурой канонического типа.
Еще один уникум Афинского музея. Очень редкий кикладский идол - он достигает почти человеческого роста. Как правило, мраморные кикладские идолы не превосходят по высоте (или длине?) 20-30 см. Существует только 2 идола практически человеческого роста: один находится в Афинском национальном археологическом музее (1,50 м ростом) и этот, вернее - эта дама из Музея Кикладского искусства. Ее рост - 1 м 40 см. Того же самого раннекикладского периода EC II, 2800 - 2300 гг. до н.э.
В следующей витрине собраны фрагменты кикладских идолов, которые навели ученых на очень смелые предположения о содержании этих композиций, состоящих из нескольких идолов разного пола и разного возраста.....
... и в результате получились вот такие неожиданные реконструкции и весьма современные аналогии:
Делай ррраз!! Этого "Мыслителя" раннекикладский Роден вырубил из зеленого стеатита. Мыслитель сидит на типичной кикладской табуретке. Этот уникальный идол может по праву составить компанию арфисту и флейтисту из Афинского национального археологического музея и "тостующему" из соседней витрины. Все они называются особыми фигурами канонического (традиционного) типа. Их еще иногда называют "трехмерными", в отличие от традиционных, "двухмерных" или плоских.
Еще два крупных женских идола традиционной формы - со сложенными под грудью руками.Правый относится к так называемой разновидности Докатизмата. Раннекикладский период II (EC II). Фаза о. Сирос. Около 2800-2300 гг. до н.э.
Этого крупного женского идола музейщики решили положить. До сих пор нет уверенности в том, что должны символизировать эти идолы и их поза. Если поставить их вертикально, кажется, что они вытянулись и даже приподнимаются на цыпочках.... А если положить, то их сложенные на животе руки напоминают о позе покойника.
Фото выполнены нами (MTV) в январе 2005 года. - Marina.
на главную