Тмутаракань

"Церковь Святой Богородицы в Тмутаракани"

Макарова Т.И. III Боспорские чтения (Боспор Киммерийский: Понт и варварский мир в период античности и средневековья). 2002. С. 156-159.


 

1. В 1792 г. в станице Таманской, на городище, хранящем остатки античной Гермонассы и средневековой Тмутаракани, был найден первый эпиграфический памятник Древней Руси - знаменитый Тмутараканский камень. На мраморной плите его тщательно высечены две строки известной всем историкам и археологам надписи: "В лето 1068 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Кърчева 14000 сажень".

Тмутараканский камень позволил локализовать на месте Таманского городища город, носивший в хазарский период имя Таматархи, а в русский - Тмутаракани.

2. Полемика о подлинности камня, опубликованного А. И. Мусиным-Пушкиным в 1794 г. и продержавшаяся в литературе до 60-х годов прошлого столетия, завершена в пользу подлинности памятника серьезным историко-этнографическим исследованием А. А. Медынцевой. Сопоставление Таманского городища с Тмутараканью подтвердили раскопки, начавшиеся после дилетантских раскопок XVIII в. казаками станицы Темрюкской. В 50-х годах XIX в. раскопки на городище проводили директора Керченского музея К. 3. Бегичев и А. Е. Люценко, однако сложности работы в многократно перерезанном культурном слое убедили последнего в том, что "они не подают надежд на открытия". Разочарован был в этом памятнике и В. Г. Тизенгаузен, предпринявший на нем раскопки в 1868 г.

3. Только раскопки 30-х годов А. А. Миллера и 50-х - Б. А. Рыбакова дали обильный материал для выделения в керамическом средневековом материале Таманского городища четких исторических периодов: хазарского (VIII - X вв.) и тмутараканского (XI - XII ВВ.). Пятилетние раскопки Б. А. Рыбакова завершились находкой остатков церкви в центральной части городища, где были заложены раскопы общей площадью около 800 кв. м. Уже на глубине 0,5 от современной поверхности здесь стали попадаться обломки плинфы и черепицы, что сигнализировало о многократных нарушениях культурных напластований, сохраняющих остатки какого-то капитального сооружения. Анализ керамического материала и изучения профилей контрольных бровок подтвердили этот факт, а опрос жителей станицы Таманской позволил даже найти человека, добывавшего, далеко не первым, строительный материал - ракушечник - в бедной и камнем, и деревом округе.

Весь культурный слой был пронизан строительными остатками: кусочками цемянки, обломками красного песчаника, мелкими кусочками штукатурки и фресок и круглых оконных стекол диаметром в 10 см. Любопытна находка обломка бронзового хороса. На глубине ок. 2,5 м от поверхности были открыты остатки ленточных фундаментов и рвов. Фундамент южной стены сохранился почти полностью на высоту 0,4 м, от северной стены дошел только участок в 4 м высотой 0,2-0,3 м. Лучше всего сохранились поперечные линии ленточных фундаментов высотой 1,6 м. Кладка их всюду состоит из плотно пригнанных друг к другу камней ракушечника со следами обтески на известковом растворе. Под фундаментами прослежены следы деревянных лежней.

4. Открытые остатки фундаментов и рвов от них образовали каркас церкви длиной в 16,5 м и шириной в 10,65 м. Хуже всего сохранились восточная, закругленная часть. Фундаменты здесь разобраны до основания, но наличие полукруглого выступа с плечами с обеих сторон свидетельствует о наличии у раскопанной церкви одной или даже трех апсид. Интересен способ крепления поверхности, занятой плотными рядами вбитых деревянных кольев, от которых остались ямки диаметром в 5-7 см.

Такая же картина прослежена при раскопках церкви Богородицы (Десятиной) в Киеве (991- 996 гг.), для строительства которой князь Владимир Святославович "приведе мастеры от грек". Поверхность земли с забитыми в землю колышками (толщиной тоже в 5-7 см и длиной в 50 см) заливалась раствором, создававшим подушку для основания фундамента. Под фундамент укладывались деревянные лежни. Подобная деревянная субструкция использована и при строительстве церкви в Тмутаракани, что связывает ее с приемами древнейшего каменного строительства Руси с X в.

Никаких следов кровли, стен, пола найдено не было. Очевидно, кладка стен была смешанной из плит ракушечника и плинфы, внутри стены были оштукатурены и покрыты фресками. В убранстве интерьера храма применен красный песчаник, аналогичный тому, который употреблен в храме Иоанна Предтечи в Керчи. Найдены блок и фрагменты со следами обработки, а в 25 м к северо-западу от самой церкви обнаружено скопление крошки и мелких обломков красного песчаника. Неподалеку открыты и остатки "творила" (7 х 4 м) со скоплением извести.

5. К северо-западу от церкви были открыты остатки совершенно разоренного прицерковного кладбища: более 20-ти погребений, залегавших на глубине 0,3-0,6 м от поверхности. Судя по находкам плит известняка и ракушечника, погребения совершались в каменных ящиках, как и около церкви Иоанна Предтечи в Керчи. Были они также многократными, очевидно, семейными, с западной ориентировкой. Найденные с ними бронзовые пуговки и перстни, а также бусины XI-XII вв. подтверждают и датировку открытой раскопками церкви.

Это церковь святой Богородицы, упоминаемая в ПВЛ под 1022 г. в эпизоде поединка князя Мстислава Владимировича с касожским князем Редедей, После победы над ним Мстислав, "вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и построил ее, стоит она и до сего дня в "Тмуторокани".

К сожалению, многотрудные раскопки на Таманском городище увенчались только скромными ее остатками.



Рис. 1. План фундаментов церкви святой Богородицы в Тмутаракани.
Условные обозначения:
1 - контрольные стратиграфические участки.
2 - строительный мусор.
3 - остатки деревянных лаг.
4 - отверстия от колышков.

 


на главную

 webmaster