Наскальное искусство Тассили

Анри Лот (из книги "К другим Тассили")

Слон (уэд Джерат), относящийся к «периоду буйвола». Сюжет очень распространен в наскальном искусстве Сахары начиная с «периода буйвола» до настоящего времени, особенно в Аире, где слоны обитали еще менее ста лет назад. В уэде Джерат насчитывается 96 изображений, относящихся к разным периодам. Представленный на снимке слон вырезан на вертикальной плите; квадраты, которыми расчерчено ухо, должны изображать складки кожи на его внешней стороне. Ширина 1,8 м.

Рисунок «периода буйвола» на горизонтальной плите (уэд Джерат) представляет двух зверей из семейства кошачьих; один, по-видимому, собирается вцепиться другому в спину; нижний напоминает гепарда, верхний может изображать псовую гиену (Lucaon pietus) или пятнистого волка, единственное животное этого семейства, обитающее в саване, но способное делать вылазки в пустынные районы, размером оно с гиену. Длина 90—105 см.

Головы быков с росписи (И-н-Итинен), относящейся к «периоду полорогих». Обращают на себя внимание рога, почти всегда загнутые вниз, что, вероятно, было результатом искусственной деформации, поскольку на многих рогах сделана резьба.

Баран со «шлемом» (Бу Алем, Южный Оран); над ним человеческая фигура со щитом; высота около 1,5 м. Это один из лучших рисунков «периода буйвола» как с точки зрения прекрасной передачи формы и деталей, так и с точки зрения исполнения — правильным штрихом и превосходно отполированной поверхностью. Поскольку на голове барана диск, долгое время считалось, что он имеет связь с египетским богом-бараном Аммоном, Но теперь уже известно, что это не так и что рисунок гораздо старше, чем все изображения барана в Египте. Это вновь ставит вопрос о связях искусства и культов Египта и Сахары.

«Скорпион», вырезанный на вертикальной поверхности скалы (массив Гарет эт-Талеб, Южный Оран); длина 6 м. Изображено мифическое животное, определить которое невозможно; оно состоит из отдельных расчерченных кольцами сегментов, имеет клешни и хвост, как у водных червей. Это самый большой наскальный рисунок в Южном Оране, относящийся к «периоду буйвола».

Большой гиппопотам (уэд Джерат), относящийся к «периоду буйвола», длина 9 м. Второй гиппопотам стоит напротив первого. Над головой второго можно разглядеть большого питона, длина приблизительно 2 м. Все три фигуры вырезаны на большой наклонной плите, получившей название «плиты Питона». В уэде насчитывается 22 изображения гиппопотама. Костные останки этого животного находили в эрге Адмер, к югу от Джанета, и особенно часто в Тенере, где оно обитало еще около 2000 г. до н.э.

Носорог относится к сюжетам, обычным для уэда Джерат; всего насчитывается 119 его изображений. Среди больших толстокожих этой необыкновенной зоологической галереи «периода буйвола» ему принадлежит первое место. Поскольку ему нужно меньше воды, чем гиппопотаму, он просуществовал в Сахаре дольше, чем этот последний. Длина 1,8 м.

На горизонтальной плите (уэд Джерат) изображен бык, стоящий перед ним человек держит какой-то согнутый предмет, возможно пальмовую ветвь («период «буйвола»). Сюжет встречается во многих ансамблях Тассили, особенно в Ти-н-Терирте. Животное безрогое, а на шее у него видна подвеска, которая, вероятно, свидетельствует о приручении или одомашнивании. Ниже маленький рисунок изображает загнутый книзу рог с направленным вперед острием. Отчетливо видны рисунки, сделанные поверх первых в технике пикетировки. Над головой — часть быка, задние ноги охватывают шею первого. В центре корпуса можно видеть заднюю часть верблюдицы. Следует отметить, что патина, покрывающая эти рисунки, выполненные точками, светлее, чем покрывающая изображение быка.

Древний буйвол со спиралью на вертикальной плите (уэд Джерат), высота около 2 м. Bubalus antiguus — это ныне вымерший вид буйвола, вероятно исчезнувший еще в неолите. Он играет в Сахаре роль «окаменелости-определителя» для рисунков древнего периода, которому в силу самого этого факта и присвоено его название. У этого животного были огромные рога, расстояние между которыми могло достигать 3 м. В данном случае его изображение сопровождается вырезанной на корпусе двойной спиралью; этот символ очень часто встречается в наскальных рисунках уэда Джерат, но смысл его остается загадочным. На той же плите есть и другие рисунки; многие из них отполированы, среди этих последних можно различить лошадь. Естъ также рисунки, контур которых нанесен точками, — например, жираф между рогами буйвола и человеческая фигура слева от них.

Маленькие лежащие газели (стоянка Ти-н-Терирт около гельты Дидер, Тассили) относятся также к «периоду буйвола» и вырезаны на горизонтальной плите. Ширина соответственно 52 и 53 см.

Древний буйвол и фигура человека в молитвенной позе на вертикальной плите (стоянка Ршег Дирхем, Южный Оран), ширина 1,8 м. В этом районе, где, по-видимому, животное служило объектом культа, изображение его очень распространено. Оно встречается в Южном Оране, в Константине, в Феззане, на Тассили-н-Аджере и несколько раз в Хоггаре, неподалеку от Тассили.

Наскальная роспись (уэд Джерат), изображающая пальмы и колесницу, колеса которой были с росписи стерты. Относится к «периоду лошади», что соответствует приблизительно 1200 г. до н. э. Видно, что старые засохшие деревья спилены, - следовательно, пальма культивировалась. В руках у людей нечто вроде серпов на длинных ручках, служивших, может быть, для срезания финиковых гроздей. Это самое древнее изображение финиковой пальмы, найденное в Северной Африке и Сахаре, в данном случае оно современно колесницам с лошадьми «в летящем галопе».

Роспись (стоянка Такедедуматин, Тассили), относящаяся к «периоду полорогих» и изображающая пастухов крупного рогатого скота. Овалы слева означают хижины; в первой никого нет, — это, по-видимому, жилище хозяина становища; перед другими видны женские и детские фигуры; это отражение быта полигамной семьи, такой, какую мы и сейчас можем наблюдать у пастухов фульбе в злаковых степях к югу от Сахары. Перед хижинами стоят на привязи телята, а за ними пасется остальное стадо — быки, но больше коров, с выменем, полным молока. У некоторых людей прически в виде шлемов, у других — в виде небольших колпаков, как у нынешних фульбе.

Изображение человека в головном уборе «мирового судьи». Фигура имеет высоту 2 м и с точки зрения декоративной замечательна, хотя пострадала от времени и частично разрушена. Профиль мясистый, негроидный; нижняя часть лица, кажется, прикрыта маской; волосы переданы белыми, густо нанесенными штрихами, а лицо покрыто мелкими вертикальными штрихами и белыми точками. Правее — маленькая человеческая голова в том же стиле, но лицо прикрыто маской, а в прическу вплетена лента с вертикальными разноцветными полосами, написанными красной, желтой и белой охрой.

Человеческие фигуры (стоянка Гадес, Тассили) «периода полорогих». Мужчины одеты в шкуры, прикрывающие левое плечо, стянутые поясом и ниспадающие с бедер; профиль у них европеоидный, длинные, остроконечные бороды; в прическе — торчащий вперед рог. На руках у них довольно широкие браслеты; вооружены луками с тройным изгибом. В стиле росписи чувствуется нечто восточное. Посредине стоит на коленях маленькая черная человеческая фигурка и держит в левой руке топор; профиль лица — негроидный, так же как и у женщины, которая сидит на корточках слева от высокого бородатого мужчины в центре. В левой части панно три пары контурных фигурок, сидящих лицами друг к другу, по-видимому, также изображают негроидов. Вверху судно, похожее на те, что плавают по Нилу, с вымпелами на корме и на носу. И, наконец, в центре нарисован сложный спиралъный мотив, а под ним нитеобразно изображенный мужчина гонит перед собой быка. В нижнем углу мужчина, лицо которого прикрыто маской, увенчанной коровьими рогами, направляется к бородатым лучникам.

Группа быков (стоянка Уа-н-Ассехмар, Тассили), тела которых украшены белыми точками, напоминающими те, что усеивают изображение человека с росписи «Мировой судья». Поскольку стоянки расположены неподалеку друг от друга, можно предположить, что быки и человеческая фигура относятся к одному периоду; но это единственный в своем роде ансамбль, и для его классификации недостает объектов сравнения. Маленькие, более неясные быки и человеческая фигура (?) перед ними восходят к «периоду полорогих». Следует отметить, что большие быки «в точку» соединены друг с другом линиями из точек.

Многослойная композиция (стоянка Уа-н-Бендер, Тассили). Самая древняя часть, по-видимому, — две человеческие фигуры с белыми нательными росписями и головными повязками, причем в повязку большей фигуры воткнуто перо. Нательные росписи состоят из клеток на запястьях и плечах и параллельных линий на бедрах. Относятся к позднему «периоду круглоголовых». Человеческая фигура в маске справа, возможно, восходит к тому же времени; маска вытянута, как голова животного с удлиненной мордой; нижний ее выступ расчерчен параллельными линиями, середина украшена Х-образным декором, верх вытянут на манер колпака, на конце которого торчат еще два белых пера; тело удлинено и расписано шевронами; руки маленькие, намеченные горизонтальными параллельными чертами; в левой руке лук. К «периоду круглоголовых» относится также маленькая антилопа в левом нижнем углу, большая часть изображения которой перекрыта изображением полорогого. Затем следуют росписи «периода полорогих», расположенные друг под другом по всему панно. Самая древняя, по-видимому, — стадо коз и овец, за ней следуют большие быки, причем рога самого сильного из них изображены в плоскости, а язык продлен чертой, доходящей до передней ноги. К тому же времени относится сложный мотив, в котором можно различить две страусиные головы со скрученными шеями, но сидящими на одном теле, заканчивающемся расправленными хвостовыми перьями и имеющем четыре ноги. Ниже изображены лучники: один из них бежит, а другой стреляет в человека в маске. В правом нижнем углу, наконец, негативное изображение руки, оконтуренное белым ореолом.

Деталь большого панно (И-н-Итинен) «периода полорогих», получившего название «Сцена суда». Одетые в парадные одежды люди имеют на голове колпаки, украшенные то точками, то горизонтальными и вертикальными линиями; большие плащи спускаются от шеи до пят, покрывая спину. Они движутся вправо, округлив спины и слегка согнувшись, изображая как будто пожилых почтенных людей, свершивших акт правосудия; последний из них в одной руке держит лук. Над ними человек помоложе и проще одетый держит другого за плечо и за руку; последний едва одет и, кажется, изображает подсудимого: его силой подвели к двум людям, один из которых сидит, а другой стоит; стоящий носит длинный плащ и колпак, украшенный тремя перьями. Один из них, должно быть, палач.

Другой фрагмент вышеописанного панно, относящийся к тому же времени. Внизу слева вооруженная луками группа людей в боевом порядке идет в бой; ими командует человек, изображенный выше. Он тоже вооружен луком, но вдобавок держит согнутую палку, подняв ее в воздух. Все одеты в большие плащи. Немного выше, справа, стоит другая группа лучников; они держат луки вертикально, наизготовку и, по-видимому, представляют собой резерв; эти люди также одеты в плащи. Все это подтверждает, что уже существовали социальные группы, носившие определенную форму, то есть свидетельствует о достаточно развитой общественной организации. Выше изображена скала, а на ее вершине — стадо баранов; какой-то мужчина подталкивает перед собой по склону не очень послушного барана, а внизу другой человек готовится его поймать. Немного ниже один человек тянет за руку другого, а еще ниже видны две человеческие фигуры. Все люди одеты в большие просторные плащи. Сцена, по-видимому, изображает принесение в жертву барана. Этот прекрасный ансамбль относится к позднему «периоду полорогих»; изображенные на нем сидящие верхом на быках женщины имеют ярко выраженные европеоидные профили.

Солярный мотив под скальным навесом в Тиссукаи (Тассили), относящийся к «периоду полорогих». Композиция несколько овальной формы, в середине — круг с исходящими из него лучами, долженствующий обозначать солнце. Большой овал покоится па головах быков; на нем сверху лежит серп луны, а часть лунного серпа выступает справа. Из овала выходит человеческая фигура, две другие изображены неподалеку от него. На росписи видны также более светлые быки, они старше этого ансамбля, носящего явно символический характер. Он перекликается с символическими египетскими рисунками эпохи первых династий, с той разницей, что в Египте круг заменялся изображением солнечного бога Ра.

Группа людей, изображенная под скальным навесом в И-н-Итинене (Тассили) в стиле «мировых судей» и относящаяся к «периоду круглоголовых». В убежище было темно, поскольку оно образовано плотно примыкающими друг к другу скалами. Эту подробность следует отметить, потому что подобные фигуры в сопровождении парнокопытного животного, напоминающего свинью, и схематические маски мы почти всегда обнаруживали в сходных условиях. Вся скала была покрыта беловатым слоем, частично испортившим роспись; вещество этого слоя при поднесении к нему зажженной спички горело и обугливалось,— несомненно, в основе его был каучук. Радиоуглеродный анализ дал для этого вещества дату — 300 г. до н. э., то есть акт иконоборчества был совершен много позднее времени создания росписи. Человеческие фигуры (средняя высота наибольших из них около метра) относятся к концу «периода круглоголовых»; они всегда многоцветны, прорисованы очень тщательно и снабжены декоративными деталями. Головной убор, написанный белым, в форме колпака «мировых судей», внизу поддерживается головной повязкой с вертикальными полосами. Густые волосы также изображены длинными параллельными штрихами; верх лица прикрыт маской, что обычно для этого стиля. Вся одежда первой фигуры состоит, как видно, из одного пояса, конец которого спадает сзади ниже спины. Маленькие фигурки выполнены в том же стиле, но у одной из них лицо прикрыто маской в виде львиной головы. В стороне написаны белым маленькие схематические маски, подобные ставшим классическими маскам со стоянки в Сефаре.

Вырезанные на камне прекрасные жирафы (уэд Мамманет, Аир). Животное в центре держит на поводу человек. Сюжет довольно распространен в этом типе наскальных рисунков, относящихся не к доисторическим временам, а к «периоду лошади». На той же скале видны маленькие человеческие фигурки, страусы, верблюды, причем патина, покрывающая эти изображения, мало отличается от патины на рисунках с жирафами.

Группа рисунков «периода лошади» (уэд Мамманет, Аир). На них изображены люди в просторных одеждах, большие круглые головы увенчаны тремя перьями. Они вооружены копьями с железными наконечниками в виде ивового листа. Висящий на плече круглый предмет представляет собой маленький щит. В археологии эти персонажи получили название «ливийских воинов», описание их соответствует тому, которое мы можем почерпнуть из египетских текстов и памятников. Левой рукой люди держат маленьких лошадок, и такая диспропорциональность характерна для всей группы рисунков. Можно различить также буквы, но это не письмо тифинаг, которым сейчас пользуются туареги, а ливийско-берберский алфавит, а той же скале нарисован маленький верблюд.

Группа людей «периода лошади» (уэд Мамманет, Аир). Головы не круглые, а состоящие из двух сегментов, соединенных основанием с вершинами по разным сторонам. Ниже видна другая фигура, исполненная в стиле «двойного треугольника», с круглой головой, увенчанной перьями; справа — животное семейства полорогих. Этот стиль представлен на многих стоянках в Аире и известен также в горных массивах Ифораса и Хоггара.

Слоны, вырезанные на скале (стоянка уэда Гурет, одного из притоков Мамманета в Аире). Стиль посредственный, изображение почти схематичное; уши выступают над линией лба в виде крыльев бабочки. Изображения этих толстокожих представляют интерес как свидетельство довольно позднего их обитания в массиве Аир, который скорее принадлежит к лесостепной зоне со злаковыми и акациями, чем к пустыне; пустынный характер выражен только в северной его части.


на главную

 webmaster