Древняя Ливия

История

Открытие Гарамантиды

Гарама (из истории ливийской цивилизации)

Гараманты Южной Ливии

Гараманты и транссахарская торговля в античное время

Алтари гарамантов

Туареги и тубу

Пути миграций афразийцев в Северной Африке


Лингвистика

Глазами лингвиста: Гарамантида в контексте североафриканской истории

О дешифровке западноливийских надписей из Марокко

Дешифровка нумидийской письменности


Наскальное искусство

Убийцу зовут Сахарой

Наскальное искусство Тассили

Наскальное искусство Феццана

Пастухи из Танакома


Письменность

Древний народ ливийской Сахары

Надписи на ливийском алфавите в Триполитании

Реклама

Пастухи из Танакома

Les bergers de Tanakom

Высеченные в стиле "ливийский воин" изображения довольно широко представлены в массивах Аир в Нигере и Адрар-Ифорас в Мали, а также в Тассили-н-Аджер. Однако в долине Танаком можно обнаружить весьма оригинальные рисунки.

Здесь отмечается практически полное отсутствие ливийских лошадей, "ливийских воинов" и надписей на ливийском. Зато появляются оригинальные персонажи, выполненные относительно схематически в геометрическом стиле. В отличие от "ливийских воинов" они всегда изображены в профиль. Сцен с участием подобных фигур обнаружено достаточно много для того, чтобы считать их неотъемлемой частью стиля.

Большая часть этих персонажей носит одеяние, видимо, плащ, две полы которого показаны скругленными или в виде углов. Одежда других более сложна и декорирована произвольными рисунками. Фигура в подобном одеянии похожа на цветок или лист с маленькой головой.

Этот образ, напоминающий лист с волнистыми краями и получивший, соответственно, название "человек-лист", встречается как отдельно, так и в сложных, многофигурных композициях различных стилей.

Другой особенностью данной группы наскальных рисунков является тот факт, что люди на них вооружены луками, и это можно считать продолжением традиции стиля "ливийских воинов". Но, несмотря на наличие лука, они прежде всего пастухи, идущие впереди или следующие за стадами рогатого скота.

Быки вырезаны относительно схематически, но рога их, напротив, переданы четко и тонко. У одних они имеют вид лиры, у других - загнуты вниз ("висящие"), как, например, на картинах из районов Тассили-н-Аджер и Агхерен. Довольно необычно видеть оседланного быка или быков с какими-то предметами меж рогов.

На первый взгляд, эти наскальные рисунки можно отнести к той же семье, что и рисунки Аира или Ардар-Ифораса: в большинстве случаев использована техника "пикет" (piquete) - точечного изображения контура и внутренней поверхности; много изображений животных - быков, жирафов, слонов, выполненных в достаточно примитивном стиле.

Однако эти фрески не относятся к классическому стилю Аира. Их пытались датировать периодом, предшествующим изображениям промежуточных стилей Аира - "caballine" (лошадиная тематика) и "cameline" (фрески, выполненные рыжеватой охрой). Между тем, только лишь изображений быков недостаточно для того, чтобы отнести их к скотоводческому периоду (bovidienne) - быков рисовали во все периоды.

Каков же возраст этих наскальных рисунков?

Наличие лука, а так же отсутствие надписей на древне-ливийском и лошадей, напротив, являются аргументами для отнесения этих рисунков к более древнему стилю - "pastoral". И тогда есть соблазн датировать их более ранним временем, однако никакой уверенности в том, что они являются современниками фресок скотоводческого периода Тассили, нет.
Наскальный рисунок 1. Вереница быков
Фрагмент рис. 1. Пастухи, идущие за стадом
Фрагмент рис. 1. Оседланный бык
Наскальный рисунок 2. Изображения страусов, быков, жирафов и пастухов с луками
Фрагмент рис. 2. Бык с изогнутыми вниз рогами
Наскальный рисунок 3. Многофигурная композиция с жирафами
Фрагмент рис.3. Пастух, тянущий быка за хвост
Наскальный рисунок 4. Быки и пастухи
Фрагмент рис. 4. Человек-лист
Человек-лист


на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования