Гараманты и транссахарская торговля в античное время

Р. Лоу (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)")

Геродот

Древнейшим и наиболее ценным источником является "История" Геродота (примерно 430 г. до н. э.). У Геродота было очень схематичное представление о географии Северной Африки. В одном отрывке (II. 32, 4) он делит ее на три зоны: обитаемое побережье, к югу от него - регион диких животных, а еще южнее - безводная песчаная пустыня. В другом отрывке (IV. 181-5) он добавляет интересное уточнение: между зоной диких животных и пустыней находится "песчаная гряда", которая простирается от Фив в Египте до Геракловых Столпов. Вдоль этой гряды "приблизительно на расстоянии 10 дней пути друг от друга встречаются на холмах огромные глыбы соли. На вершине каждого холма изнутри соляной глыбы бьет ключом источник холодной пресной воды. Вокруг этого соляного холма со стороны пустыни и к югу от области диких зверей еще обитают самые отдаленные ливийские племена" (IV.181/2). Места и народы, их населяющие, он перечисляет с востока на запад: аммонии, авгилы, гараманты, атаранты, атланты и другие, названий которых он не знает.



За исключением отдельных мелких неточностей6, Геродот правильно описывает линию оазисов, простирающуюся к западу от дельты Нила вдоль северной оконечности Ливийской пустыни7. "Песчаная гряда" - это, вероятно, южный эскарп, образующий северную границу низменности Гаттара. Аммонии - жители оазиса Сива, а авгилы - Ауджила в оазисе Джало. Несмотря на убеждение Геродота, что эта гряда простирается вплоть до Атлантического побережья и что линия оазисов образует северную границу пустыни, после Ауджилы эскарп исчезает, а линия оазисов поворачивает к юго-востоку сквозь пустыню. Гараманты - жители Феццана. Их столица, именуемая "Гарамой" Плинием (Естеств. история V.36) и Птолемеем (IV. 6, 30), - Джерма, обширные кладбища в районе которой римского и более раннего времени были обследованы археологами.

Геродот помещает гарамантов в 10 днях пути от Ауджилы, что составляет примерно половину действительного расстояния, и 30 днях от лотофагов на побережье, что правильно. Его описание содержит одно интересное замечание: "Гараманты охотятся на пещерных эфиопов на колесницах, запряженных в четверку коней. Ведь пещерные эфиопы - самые быстроногие среди всех людей, о которых нам приходилось когда-либо слышать. Эти пещерные жители поедают змей, ящериц и подобных пресмыкающихся. Язык их не похож ни на какой другой: они издают звуки, подобные писку летучих мышей" (IV, 183, 4). Эти "пещерные эфиопы" почти наверняка тубу, живущие в горах Тибести. Их язык описывался Хорне-ману жителями Ауджилы как "напоминающий свист птиц"8. Использование колесниц при поездках из Феццана в Тибести подтверждается двумя наскальными гравированными изображениями в Джебель Бен Ганима и Латума9. Единственное затруднение при отождествлении пещерных эфиопов с тубу состоит в том, что Плиний помещает (V. 43) своих Trogodytae (Sic!) к юго-западу от Гадамеса, по-видимому в Тассили-Аджер. Однако под "троглодитами" нередко имелись в виду различные народности (в Африке мы встречаемся с ними в горах Антиатласа10 и в горах к востоку от Нила)11; Плиний необязательно должен был говорить о тех же самых пещерных эфиопах, что и Геродот12. Вероятно, гараманты "охотились" на троглодитов, чтобы обратить их в рабство.

В 10 днях пути, за гарамантами, Геродот помещает атарантов13. Ничто из того, что он о них сообщает, не позволяет нам их точно локализовать. Однако, если догадка о том, что их название происходит от распространенного берберского слова "адрар" или "атар", означающего "нагорье", правильна14, они должны были жить в горной местности: вероятно, в Тассили-Аджере15 к западу от Феццана. В десяти днях пути, за атарантами, находится гора Атлас и атланты (IV. 184, 3-4). "Атлас" - это, конечно, не подлинное берберское название, а заимствование из греческой мифологии. Эсхил тоже упоминал о горе Атлас и помещал ее на западе16. Зная об этом упоминании, Геродот17 или его информант назвали большую гору, расположенную на западе, "Атласом". Эта гора не имеет ничего общего с марокканской горной системой, названной позднее "Атласом", так как Плиний уточнял18, что она находилась в центре пустыни. Единственным правдоподобным предположением была бы ее идентификация с горным массивом Хоггара к юго-западу от Тассили.

Далее, сообщив об атлантах, Геродот продолжает: "Названия племен, живущих в этой холмистой песчаной пустыне до атлантов, я могу перечислить, а дальше - уже нет. Как бы то ни было, эта холмистая песчаная пустыня простирается до Геракловых Столпов и даже еще дальше. Встречаются в пустыне через каждые 10 дней пути все новые соляные копи и у них людские поселения. Жилища всех этих людей строятся из глыб каменной соли... Добываемая там соль с виду белого и пурпурного цвета". Значение этого отрывка часто недооценивают. Упоминание о соляных копях - совершенно новая деталь, и она не встречается при описании "соляных холмов" предыдущих оазисов19. Геродот здесь ясно говорит, что в десяти днях пути, за горой Атлас, лежат соляные копи. Подробности - дома, построенные из соли, и ее различные цвета - повторяются в средневековых и современных сообщениях о сахарских соляных копях20. В исторические времена соль из сахарских копий была важнейшим товаром, вывозимым на юг, в Судан. Можно предполагать, что и в дни Геродота соль добывалась для вывоза на юг. К сожалению, копи, описанные Геродотом, нельзя идентифицировать.

Я подозреваю, что это - те же самые копи, о которых аль-Бекри писал в 1067 г. Согласно его сообщению, Каукау (Гао) на Нигере получал свою соль из Тадмекки (эс-Сук) в Адрар-Ифора, куда ее привозили из подземных копей в Таутеке, находившемся в шести днях пути. Однако Таутек пока не был удовлетворительно идентифицирован21.

Сообщение Геродота указывает, что Сахару можно было пересечь вплоть до Хоггара, но он ничего не говорит о путешествиях в Судан. Однако в другом отрывке (II. 32) Геродот рассказывает о путешествии через всю Сахару. Пятеро благородных юношей из кочевого племени насамонов, обитавшего на побережье залива Сирт, отправились в глубь пустыни, "с целью проникнуть дальше и увидеть больше всех тех, кто раньше побывал в самых отдаленных ее частях". Они прошли область диких зверей и затем двинулись по пустыне в западном направлении. После многих дней путешествия они достигли равнины, на которой росли плодоносящие деревья. Когда они попытались сорвать плоды, их схватили "маленькие (ниже среднего роста) люди", языка которых они не могли понять. Их повели через обширные болота в город, целиком населенный маленькими чернокожими людьми, лежавший на большой реке, которая текла на восток. В этой реке водились крокодилы.

Насамоны были знакомы с оазисом Ауджила, куда они каждое лето приходили собирать финики22. Таким образом, мы можем предположить, что, когда юноши-насамоны пересекли область диких зверей, они достигли Ауджилы, и, следовательно, затем, когда они двинулись в пустыню в западном направлении, пошли по дороге, описанной Геродотом в IV книге, которая вывела их на юго-запад от Феццана и Хоггара. Великой рекой, текущей на восток, в этих местах может быть только Нигер. "Обширные болота" часто идентифицируются с системой болот и озер, образуемых возвратными течениями Нигера в районе Тимбукту. Но, как нам представляется, она вряд ли могла встретиться путешественникам, шедшим с северо-востока, скорее эти болота были частью высохшего бассейна одной из несохранившихся до наших дней рек, которая текла на север в пустыню из района Нигера23.

В исторические времена города, лежащие на Нигере, в особенности Гао и Тимбукту, были важными конечными пунктами транссахарских торговых путей. Из них легко было добраться по Нигеру до золотоносных районов Бамбука и Буре. Ничто, однако, ие позволяет нам утверждать, что город, до которого дошли насамоны, действительно был конечным пунктом транссахарского торгового тракта. Кроме того, сведения Геродота предполагают и обратное - то, что проникновение берберов на юг не было обычным явлением.

Реконструируемая по Геродоту дорога из Феццана через Тассили и Хоггар к Нигеру точно соответствует "дороге для колесниц" в Центральной Сахаре. Это соответствие подтверждает справедливость нашей реконструкции. Однако Рис Карпентер24 выдвинул совершенно другую версию. По его мнению, Геродотова дорога пролегает из Феццана на юг, огибает западный край Тибести и заканчивается в Борку; гора Атлас - гора Эми Тусиде в Тибести, соляные копи находятся в Буду к югу от Тибести; большая река, текущая на север, - Бахр-аль-Газаль, благодаря разливам которой и образовались обширные болота в низменности Боделе. Но эта интерпретация несомненно исключена утверждением Геродота, что насамоны путешествовали в западном направлении. "Западное направление" может быть вполне разумно истолковано как юго-запад, но едва ли как юг.

Единственное затруднение в нашем объяснении путешествия насамонов к Нигеру заключается в рассказе о маленьких чернокожих людях, встреченных ими. Если это - пигмеи-негрилли, то довольно странно обнаружить их так далеко на западе. Но распределение рас в Западной Африке около 450 г. до н. э. вполне могло отличаться от современного. "Маленькие люди", не сказано, что чернокожие, были встречены персидским СатаспомI в начале V в. до н. э. на Гвинейском побережье25, а устная традиция указывает, что пигмеи одно время жили и на Береге Слоновой Кости26. Стоит также заметить, что выражение "маленькие чернокожие люди" не обязательно обозначает пигмеев. Помпоний Мела (III. 96) тоже называл западноафриканских негроидов "маленькими" ("мелкими") по сравнению с негроидами Верхнего Нила.

Гараманты и транссахарская торговля в античное время


Примечания:

6. Особенно его убеждение в том, что линия оазисов начинается от Фив. В действительности, была дорога к Сиве от Фив через Харгу (ср. Геродот. III. 26), но она занимала примерно 20, а не 10 дней и не должна была следовать вдоль "гряды": эти данные приложимы только к дороге, выходящей из дельты Нила (Плиний в Естественной истории, V. 50, говорит о двенадцатидневном путешествии из Мемфиса в Сиву).

7. См. о Геродотовом маршруте: Carpenter Rhys. A trans-Saharan caravan-route in Herodotus. - American Journal of Archaeology. 1956, 231-42.

8. Подробнее см.: Rawlinson G. The History of Herodotus. II. L., 1875, 162, n. 9.

9. Джебель Бен Ганима: Lhote H. Le cheval et le chameau. Латума: Huard P. Gravures rupestres des confins nigero-tchadiens.-Bull. I. F. A. N. 1953, 1573.

10. Ганнон. Перилл, 7.

11. Страбон, XVII. 1, 2 и сл.

12. Плиний, по-видимому, имел в виду тех же самых: ср. V. 45, вторя Геродоту.

13. В тексте Геродота, IV, 184, в действительности говорится об "атлантах", что невозможно, так как в этом случае дублируется название следующего народа. Прочтение "атаранты" упоминается Евстафием (ad. Dionys, 66); Николай Дамаскин (F. 140) употребляет форму .

14. Carpenter R. A trans-Saharan caravan-route.

15. Действительно, в Тассили есть Адрарский массив.

16. "в направлении западных областей". (Prom. Vinct. 348-350):

Судьба Атланта-брата, что опорный столб
Земли и неба, тяжесть непомерную,
В краю вечернем держит на своих плечах.
Пер. С. Апта

17. Мнение Геродота о том, что местные жители называли Атлас "столпом неба" (IV, 184, 3), очевидно,повторяет Эсхила (Прикованный Прометей) (см. примеч. 16).

18. Плиний. V. 44.: "...quidam solitudinibus interposuerunt Atlantes" ("В глубине пустыни некоторые помещают атлантов").

19. Ср.: How W. W. and Welts J. A Commentary on Herodotus. I. Oxf., 1912, 363.

20. Дома, построенные из соли: Маипу R. Tableau geographique, 467; различные цвета: Лев Африканский сообщает: "candidi, rubei, cinericii coloris" "белый, красный и пепельный цвета" (Rawlinson, II, 164, п. 7).

21. Р. Моли (Tableau geographique, 332) осторожно указывает на Эребеб, находящийся на северо-западе Адрар-Ифора.

22. Геродот. IV. 172, 1; 182.

23. Маunu R. Tableau geographique, 205-6.

24. См. примеч. 7.

25. Геродот. IV. 43, 5.

26. Маunu R. Tableau geographique, 453-454.

Примечания составителя:

I. Сатасп - персидский царевич, по сообщению Геродота, предпринявший попытку совершить плавание вокруг Африки около 470 г. до н. э. Геродот писал: "...он (Сатасп) овладел насильно дочерью Зопира, Мегабизова сына, девственницей, за каковое преступление царь Ксеркс решил было распять его; однако мать Сатаспа, сестра Дария, испросила ему помилование и обещала сама наложить на него кару, более тяжкую, чем наказание царя, именно он обязан будет объехать кругом Ливию, пока на этом пути не войдет в Аравийский залив. На таком условии Ксеркс сделал уступку. Сатасп прибыл в Египет, получил здесь корабль и египетских матросов и поплыл к Геракловым Столпам. Выплывши на другую сторону, он обогнул оконечность Ливии*, по имени Солоент**, и направился дальше на юг.

*. Ливия - здесь имеется в виду Африка.

**. Солоент - современный мыс Кантен в Марокко.


на главную | Древняя Ливия |

 webmaster