Гараманты и транссахарская торговля в античное время

Р. Лоу (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)")

"Дороги для колесниц" в Сахаре

Свидетельство наскального искусства - одно из наиболее захватывающих, и в то же время его очень трудно интерпретировать. Казалось бы, оно дает окончательное подтверждение регулярных транссахарских связей в древности. Наскальная живопись и гравированные изображения часто показывают нам двухколесные боевые колесницы, запряженные лошадьми. Верхняя граница их применения в Египте восходит к XVII в. до н. э.1, так как их использовали гиксосы, вторгшиеся из Сирии. Нижняя граница, связанная с заменой боевых колесниц кавалерией у ливийцев Северной Сахары, проходит на рубеже V-III вв. до н. э.2

Известные нам изображения колесниц почти все встречаются вдоль двух главных дорог, пересекающих Сахару с севера на юг. На западе Сахары они попадаются вдоль дороги, начинающейся в районе Фигига (южный Оран) и Джебель Бани на севере. Она проходит через Земмур, мавританский Адрар и Дхар Уалата, заканчиваясь у Тондии вблизи Гундама на Нигере3. В Центральной Сахаре дорога лежит от Феццана и Форт-Полиньяка на севере через Тассили-Аджер, Хоггар и Ти-м-Миссао до эс-Сука в Адрар-Ифора4.

Колесницы использовались, чтобы обеспечить безопасность проезда и, возможно, торговли вдоль этих дорог. Вероятность нашего предположения как будто возрастает благодаря тому, что мы знаем: литературные источники приписывали применение колесниц двум народам, о которых известно, что они занимались транссахарской торговлей. Речь идет о гарамантах Феццана и фарусиях Западной Сахары5. Однако такое заключение кажется совершенно неприемлемым.

Изображения колесниц вдоль предполагаемой "дороги" сами по себе еще не являются доказательством того, что какая-либо колесница могла пройти этот путь полностью. А торговые цели? Но ведь главное назначение колесниц боевое, и, за исключением редких примеров четырехколесных колесниц и еще более редких колесниц, запряженных быками, они едва ли использовались для торговых перевозок.

Однако изображения колесниц должны указывать, по каким двум путям было возможно пересечь Сахару на лошадях. То, что Центральная Сахара служила для этой цели, по-видимому, подтверждается письменными источниками и археологическим материалом.

Гараманты и транссахарская торговля в античное время


Примечания:

1. Маunu R. Tableau geographique de 1'ouest africain au moyen age,-Mem. I. F. A. N. Dacar, 1961, No 61, 283.

2. Последнее упоминание о ливийских военных колесницах датируется 307 г. до н. э. (Диодор Сикул, XX. 64, 3); а первоеупоминание о Ливийской коннице относится к 261г. до н. э. (Полибий, I. 19, 2-4).

3. Маunu R. Une route prehistorique a travers le Sahara occidental.-Bulletin. I. F. A. N. 1947, 341-357.

4. Lhote H. Le cheval et le chameau dans les gravures et les peintures rupestres du Sahara.-Bull. I. F. A. N. 1953, 1138-1228; idem. The Search for the Tassili Frescoes. Transl. A. H. Broderick. L., 1959, 124-8.

5. Гараманты: Геродот, IV. 183,4; фарусии: Страбон, XVII. 3, 7.


на главную | Древняя Ливия |

 webmaster