Гараманты Южной Ливии

Чарльз Дэниэлз (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)")

Сведения о социальной организации, типах жилищ и экономике

Очевидно, что главой гарамантов был царь, так как Плиний описывает его возвращение из ссылки в сопровождении 200 собак, которые охраняли его от любого нападения1.

Юлий Матерн путешествовал на юг вместе с царем гарамантов2, а позднее царь, человек хрупкого телосложения, был вынужден идти пешком в лагерь Окбы после капитуляции перед арабскими захватчиками3.

Достоверно известно, что столицей гарамантов был знаменитый город Гарама, там сегодня расположена Старая Джерма, в вади аль-Аджаль.

Существовали и другие города, как видно из списка Плиния, хотя только некоторые из них были идентифицированы с современными населенными пунктами. Лишь в одном случае вполне определенно, а в другом - предположительно мы можем говорить об обнаружении следов обитания времени гарамантов. Однако и то, что уже найдено, показывает нам, что племя, по всей видимости, не было кочевым, как об этом часто пишут. Окруженное хамада, серирами (Серир - каменистое плато в Сахаре) и песчаным морем, обитавшее в обеспеченных водой вади Феццана, где оно могло найти условия для выпаса домашнего скота лучше, чем дома? То, что мужчины племени часто путешествовали и совершали набеги, не раз отмечалось античными авторами, но такого рода деятельность весьма отлична от кочевого образа жизни.

Если регион проживания племени действительно был столь обширным, как это вытекает из сведений Плиния, их царство вполне могло быть такой же конфедерацией, как конфедерация гетулов, живших к западу от гарамантов4. Эта конфедерация могла включать в себя четыре или даже пять племен, перечисляемых Плинием5. В таких племенных единицах, вероятно, были свои вожди и своя аристократия, об обычаях которой говорилось выше. Некоторые авторы, полагая, что современные берберы Центральной Сахары мало отличаются от своих античных предков, используют аналогию с туарегами и другими берберскими народностями для реконструкции гарамантского общества по тому же иерархическому принципу с ярко выраженным матриархальным уклоном. Бейтс, указывая, что авсеи созывали на совет всех взрослых мужчин каждые три месяца, пишет: "Поэтому то, что, по-видимому, было древним обычаем, имеет место сегодня среди племен имушаг и других конфедераций Сахары, в частности среди берберов, входящих в Азгарскую конфедерацию. Государственность берберов Сахары является столь своеобразной и глубоко укоренившейся традицией, что представляется целесообразным... использовать для сравнительного анализа ее главные характеристики..."6. Существует разделение на две касты: аристократов и вассалов. Управление по своему характеру напоминает феодальную монархию, "проникнутую глубоко укоренившимся среди берберов духом коммунизма".

Правом наследования в этой монархии, "которое должно быть утверждено вождями различных племен", обладает скорее всего не сын умершего царя, а сын его старшей сестры7.

История гарамантов, однако, ничего нам об этом не говорит, молчит на этот счет и археология. Сегодня все выдвинутые выше предположения спекулятивны.

Когда мы оцениваем физические остатки гарамантских поселений, то находимся на более твердой почве. Гарама-Джерма лежит в центре вади, но перед ней находилась крепость Зинкекра, построенная на мысу и являвшаяся твердыней гарамантов (фото 4).



Фото 4. Крепость на мысе Зинкекра, вершина и южные склоны

Во время недавних раскопок было обнаружено много жилищ, изучение которых показывает, что заселение началось по крайней мере в I тысячелетии до н. э.8. Наиболее древние находки были сделаны на северной стороне отрога. Они представляют собой грубые очаги. Позднее были построены жилища методом сухой каменной кладки и хижины из хвороста, в свою очередь замененные домами, при строительстве которых применялась сухая каменная кладка. Эти дома были огорожены террасообразной стеной, окружавшей отрог у его основания.

Постепенно дома из саманных кирпичей заменяли более ранние постройки, основанные на сухой каменной кладке. Анализ показывает, что террасообразная стена использовалась скорее как загон для скота, чем для защиты.

Чуть дальше от основания отрога были найдены другие стены и валы со следами жилищ и погребений в пределах огороженного ими места.

На вершине отрога до сих пор лежит стена, явно построенная в оборонительных целях (см. фото 4). За ней одно время находилась более древняя стена и ров, пересекавший узкую часть горловины отрога. Эта древняя стена теперь почти полностью исчезла, но два участка рва сохранились до сих пор. Часть мыса, защищенная вышеописанными сооружениями, была покрыта множеством жилых построек. Наиболее древние из них были весьма грубой работы. Они были построены либо из дерева, либо из камня (сухая кладка). В одном месте их группа свидетельствует о том, что здесь было маленькое селение. Большие отложения овечьего и козьего помета указывают на то, что стада гарамантов также находились на мысу.

Около десяти акров (4 гектара) северных склонов и вершины отрога были интенсивно обжиты таким образом. В этом месте было обследовано свыше 200 жилых построек. Наиболее поздние из них лежат на северных склонах и относятся к I в. н. э. Заселение вершины мыса прекратилось, вероятно, чуть раньше.

Южные склоны отрога не застраивались столь интенсивно, а строения, обнаруженные там, относятся к более позднему периоду. Они состоят главным образом из небольших вилл, датируемых I в. н. э. их первооткрывателем9. Эти виллы строились на прочной платформе из хорошо обработанного камня, служившей фундаментом для стен из саманного кирпича. Каждая вилла состояла из двух или более комнат, а иногда включала в себя маленький внутренний дворик. Ниже вилл на ровном дне вади лежит "поселение" из по крайней мере шести прямоугольных строений правильной формы. Они различны по своим размерам. Встречаются сооружения из одной или двух комнат, а иногда и из целого комплекса комнат длиной 100 футов с флигелем, примыкающим с восточной стороны. Большая часть этих жилищ построена из саманного кирпича, а в двух случаях из необработанного камня. Находка керамики подсказывает, что строительство "поселения" относится к концу I в. до н. э. или I в. н. э.

Размеры построек в Зинкекре впечатляющи: поселения на мысу и северных склонах внутри террасообразной стены занимают около 20 акров (чуть больше 8 гектаров), в то время как общая площадь района в пределах валов и защитных стен составляет примерно 50-55 акров (20-22 гектара)10. По-видимому, в конце I в. н. э. последние жители оставили Зинкекру и здесь появляется группа кладбищ частично за пределами террасообразной стены, частично внутри ее. Эти кладбища весьма различны по размерам - от нескольких надгробий до многих сотен. Два наиболее крупных занимают площадь по 4 акра каждое, и по крайней мере одно из кладбищ использовалось еще в IV в. н. э. Зинкекра, основанная как крепость живых, в конце концов превратилась в город мертвых.

Последние открытия показывают, что в IV в. до н. э. (или в самом конце V в.) должно было появиться поселение в центре вади, впоследствии ставшее легендарной Гарамой, столицей гарамантов11. Хотя не обнаружены прямые следы обитания того времени, остатки датируемой керамики подтверждают справедливость этого предположения. Место было выбрано с учетом источника воды, но вполне возможно, что в древности поселение находилось на берегу озера, о котором в наши дни напоминают высохшие соляные отмели, до сих пор периодически затопляемые в большей или меньшей степени. Если здесь действительно когда-то было озеро, то к югу от города лежало мелководье, а Гарама занимала полосу, вдававшуюся или, наверное, разрезавшую обширное мелководье. Как можно себе представить, общий вид района должен был сильно отличаться от того, что мы видим теперь. Лежало ли здесь озеро или нет, теперь кажется вероятным, что и Джерма, и Саниат Джебриль (около 300 ярдов на восток) входили в состав древней Гарамы, общая площадь которой могла составлять 50 акров, то есть 20 гектаров.

Работа по датировке показала, что наиболее древнее поселение лежит под Джермой, где различные слои наложенных друг на друга построек из саманных кирпичей, остатков фундаментов и очагов показывают, что, раз возникнув, поселение продолжало существовать. В конце I в. н. э. в него переселились почти все жители Зинкекры, а в середине II в. крепость на мысу полностью превратилась в город мертвых. В Саниат Джебриль жили вплоть до начала III в. н. э.; в Джерме намного дольше, и впоследствии в этом районе возник арабский город.

В обоих местах хорошо построенные дома из саманных кирпичей характерны для первого периода. В Джерме некоторые из этих построек были снесены и заменены более крупным и впечатляющим каменным строением, вероятно в конце I или во II в. Это каменное здание (наиболее южное внутри изученного района) отличается изяществом планировки и выделяется из всего того, что прежде было построено в Зинкекре, Джерме или Саниат Джебриль. Его монументальные стены из тесаного камня настолько контрастируют с предшествующими постройками, что невероятно было бы предполагать их строительство без квалифицированных иностранных мастеров. В здании можно выделить три основных этапа его переделки и перестройки, продолжавшиеся, по всей видимости, до начала IV в. н. э. Его последняя фаза также не может быть датирована, но тяжелые повреждения в его северной стене свидетельствуют о разрушениях, нанесенных тараном, и говорят о военных столкновениях, хотя это и не типично для Джермы.

Этот большой и импозантный дом принадлежал богатому семейству или аристократу. По контрасту в других частях Джермы и Саниат Джебриль во II в. строились дома из саманных кирпичей, хотя нам известен по крайней мере один пример строительства дома в Джерме из хорошо обработанных камней небольшого объема, аналогичных тем, которые использовались для строительства вилл в Зинкекре в конце I в. н. э. (фото 5).



Фото 5. Гарама (каменные и кирпичные строения)

Однако расписанные и оштукатуренные стены и побеленные полы из саманных кирпичей показывают, что, хотя постройки и не были каменными, они не были лишены ни стиля, ни комфорта, а полное отсутствие помета животных резко контрастирует с тем, что имело место в Зинкекре. В комнатах дома, раскопанного в Саниат Джебриль, было найдено много римской и местной керамики, в том числе больших кувшинов, а также свиных, овечьих и козьих костей. Были обнаружены кольца для веретена и ткацкие станки. Очевидно, что одежда производилась самими гарамантами. Недалеко, рядом с другим зданием, были найдены следы работы кузнеца и куски шлака, возможно появившегося в результате обработки металла или стекольного производства: все это свидетельствует о значительной технической эволюции по сравнению с культурой Зинкекры.

Позднее Саниат Джебриль был покинут. Однако в Джерме прежние строения из саманных кирпичей заменяются более крупными и впечатляющими зданиями тоже из саманных кирпичей, но построенными на глубоком фундаменте и с линией из каменных плинтусов. Эти линии из каменных плинтусов - единственное, что сохранилось от многих из раскопанных зданий (см. фото 5) , и, таким образом, у посетителей создается впечатление, что постройки были целиком из камня. Недавние археологические изыскания показали, что это справедливо только в отношении зданий, расположенных на юге (о чем уже выше писалось), другие же строения имели прочные стены из саманного кирпича, которые покоились на линиях из каменных плинтусов.

Несмотря на большое значение Гарамы, необходимо отметить, что многие гараманты должны были жить в деревнях или небольших поселениях во многом так же, как это делают современные феццанцы: вероятность, подтверждаемая бесконечной вереницей кладбищ и фоггаров вдоль вади аль-Аджаль. Слово, повсеместно употребляемое по-латински для наименования африканских жилищ, - mapalium12, означающее "хижина из плетеной травы или асфоделей, укрепленных на остове", которая напоминает, по Саллюстию, поднятую вверх лодку. Примеры подобных хижин можно увидеть на мозаиках из музея Бардо в Тунисе (рис. 4). Несомненно, mapalium использовались гарамантами, особенно в древнейшие времена, но саманные кирпичи появляются не позднее I в. до н. э. и общий уровень жизни племени мог быть выше, чем у многих соседей.



Рис 4. mapalium - хижина из асфоделей (по О. Бейтсу)

Несколько слов о сельском хозяйстве гарамантов. Известно, что финики у них произрастали в изобилии. Плиний сообщает, что "внутренние районы Африки, там, где живут гараманты, и пустыня покрыты пальмами, замечательными своими размерами и сладостью своих плодов"13. Анализ пыльцы и других материалов, обнаруженных в ходе раскопок, обогатит наши сведения о древней флоре. Возможно, широкий спектр деревьев и растений был известен гарамантам: пшеница, ячмень и другие зерновые, различные овощи, миндаль, гранат, оливы, хлопок, клевер и многие травы.

Вполне обоснованно предполагать, что фоггары гарамантского, а не средневекового происхождения. Многие сотни, если не тысячи, миль галерей и шахт должны были быть построены между Абьядом и Тин Абундой. Работа по их прорытию и сохранению должна была проводиться значительная, а сельское хозяйство, основанное на фоггарах, по-видимому, предполагает оседлое население. Злаки, деревья и кустарники, овощи и животные процветали благодаря обильной воде, сохраненной каналами. Несомненно, паслись знаменитые, пятящиеся назад, быки, а также овцы, козы и свиньи, о чем свидетельствуют их скелеты, сохранившиеся в большом количестве. Кроме того, у гарамантов были лошади и ослы, необходимые для колесниц и повозок.

Сельское хозяйство было одной из составляющих гарамантской экономики. Другой, по справедливости, следует назвать торговлю. Много отличных импортных вещей, найденных в захоронениях аль-Аджаль, говорит о том, что было нечто, за что римляне желали и были готовы хорошо платить. Этот вопрос до сих пор остается нерешенным, так как ни один из античных авторов не упоминает о существовании караванной торговли, которую бы вели гараманты. Современные ученые, принимая во внимание благосостояние Лептиса и других прибрежных городов, выдвинули предположение, что караванная торговля должна была существовать в древности точно так же, как и во времена средневековья, причем гараманты хорошо наживались, будучи посредниками, контролировавшими первые оазисы и перевалочные пункты в северной части Центральной Сахары.

Однако это по-прежнему трудно доказать, так как многие товары, проходившие через эмпории, так же легко было достать в прибрежных районах Триполитанин, как и в Феццане или еще дальше на юге. Единственным товаром, о котором известно, что он добывался в пустыне, был знаменитый карбункул или карфагенский камень, и Бовилл видит в нем главный предмет гарамантской торговли14.

Страбон говорит о стране гарамантов как месте добычи камня, но Плиний указывает на гору Гири и сообщает о троглодитах, "с которыми идет торговля только драгоценным камнем, что мы называем карбункул, который ввозят из Эфиопии"15. Гараманты, видимо, были посредниками, а возможно, они полностью контролировали эту торговлю.

Плиний пишет, что слоны "обитали в Африке, лежащей за пустынями Сирта, в стране мавров и земле Эфиопии и пещерных жителей"16. "Зубы слонов" ценились дорого, так как из них делали изображения богов. С. Ауриджема собрал фактический материал и сделал вывод о наличии торговли слоновой костью в прибрежных городах17. Слон в качестве эмблемы экспортеров из Сабраты был изображен на их "офисе" в Остии (фото 6). Статуя слона стояла на главной улице Лептиса. Нам известно, что слоновые "зубы" дарили в Лептисе и Триполи. (Римляне не имели отдельного термина для бивней, хотя во всех описанных нами случаях наверняка они имелись в виду.)



Фото 6. Изображение слона (Остия)

К слоновой кости необходимо добавить диких животных. Ростовцев говорил о некоем Порфирии, получившем дарственную надпись от декурионов Лептиса "несомненно как экспортер животных из Центральной Африки". Другими предметами торговли, вероятно, могли быть золотой песок18, ценная древесина, эбеновое дерево, шкуры, перья и яйца страуса, а возможно, и рабы, хотя последние стали товаром par excelence в период средневековой караванной торговли. В римское время караванная работорговля, по-видимому, не была хорошо развита (как уже говорилось, Септимий Флакк и Юлий Матерн были, вероятно, сами заинтересованы в торговле и с этой целью ими были предприняты путешествия на юг). К нашему списку следует добавить местные товары: финики и зерно. Вилер говорит также о натроне, основном ингредиенте стекольного производства. Наверное, можно вспомнить о соли и гематите, богатые жилы которого есть в аль-Аджаль и аш-Шаты. В параллель последнему можно привести пример разработки предприимчивыми римлянами железорудных ресурсов в свободной Германии далеко за пределами границ империи19.

В целом список потенциальных товаров может включать частично собственно гарамантские продукты, частично товары, перевозившиеся гарамантами через Центральную Сахару, хотя лишь иногда можно уверенно говорить о торговле между римлянами и гарамантами. С другой стороны, римляне должны же были от них получать что-то за свои товары, в изобилии устремлявшиеся на юг, и торговый обмен, о котором говорилось выше, был бы лучшим ответом на этот вопрос.

Таковы вкратце очертания наших знаний о племени. Неудивительно, что еще так много неразрешенных проблем. Гараманты умеют хранить свои тайны. Мы и сегодня стоим лишь у порога их мира.

Гараманты Южной Ливии


Примечания:

1. Плиний. VIII, 142.

2. Птолемей. I. VIII. 4.

3. Ibn. Abd el-Hakim. Conquete de 1'Afrique du Nord, note 34, p. 61-63.

4. Плиний упоминает Baniurae Gaetuli и Barae Gaetuli, плита Gейтингера добавляет Nigize Gaetuli, Оросий - barbaros Gaetuli Nathabres, а надпись Юния Блэза младшего в память о военной кампании его отца против Такфарината отмечает Gaetulas gentes.

5. Хотя не все перечисленные племена, по-видимому, были гарамантские.

6. Bates О. Eastern Libyans, p. 114.

7. Ibid., p. 115.

8. О причинах существующей неопределенности см. примеч. 4 в главе История.

9. Caputo G. Scavi, p. 237.

10. В некоторых местах огороженные края были сильно разрушены, и общая площадь огороженного района могла быть больше примерно на 10 акров (4 га), чем та площадь, о которой было сказано выше.

11. Clarissimum Garama caput Garamantum ("знаменитый город Гарама, столица гарамантов"). Плиний. V. 36.

12. Саллюстий, Плиний, Тацит.

13. Плиний. XIII. XXXIII. 111.

14. Bovill E. W. The Golden Trade of the Moors. 1968, p. 42.

15. Плиний. V. 34.

16. Ibid., VIII. XI. 32.

17. Aurigemma S. Africa Italiana. VII (1940), p. 67 ff.

18. В Римской империи всегда ощущался недостаток золота, так как оно постоянно вывозилось на Восток в обмен на импортируемые предметы роскоши.

19. Aurigemma S. Africa Italiana; Wheeler R. E. M. Rome beyond the Imperial Frontiers. L., 1954, p. 106; Bovill E. W. The Golden Trade of-the Moors, p. 41; Rostovtzeff M. Social and Economic History of the Roman Empire. Oxf., 1926, p. 336 (2).
Остальные предположения выдвинуты автором.


на главную | Древняя Ливия |

 webmaster