Гараманты Южной Ливии

Чарльз Дэниэлз (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)")

География и общее описание

Геродот1, писавший примерно в 445 г. до н. э., рассказывает нам, что в десяти днях путешествия к западу от Аммона (Оракул Зевса-Аммона в Сиве в Западном Египте) находятся Авгилы (оазис Джало), а в десяти днях путешествия от Авгил - "опять соляной холм с источником и множеством плодоносных финиковых пальм". Там живут гараманты, "весьма многочисленное племя. Они насыпают на соль землю и потом засевают". Он продолжает: "...гараманты охотятся на пещерных эфиопов на колесницах, запряженных в четверку коней. Ведь пещерные эфиопы самые быстроногие среди всех людей, о которых нам приходилось когда-либо слышать". Гараманты, отмечает Геродот, разводили знаменитых быков с загнутыми вперед рогами. "В земле гарамантов есть также быки, пасущиеся, пятясь назад. Пасутся же они, пятясь назад, вот почему. Рога у них загнуты вперед, а из-за этого-то они и пасутся, отступая назад; вперед ведь они не могут идти, так как упираются в землю рогами. В остальном они ничем не отличаются от прочих быков, только кожа у них толще, и на ощупь (мягче)2". Такова Геродотова информация.

Карта 1. Африка по данным Геродота

Колесница, запряженная четверкой лошадей, была известна также в Киренаике, где греки переняли искусство езды на колесницах от местных жителей и достигли в нем больших высот3. О таких колесницах в Феццане известно из наскальных изображений и литературы, причем некоторые надписи и рисунки значительно древнее литературных источников. Часть из них скорее напоминает повозки, чем колесницы. Открытие этих изображений вызвало большой интерес и неизбежно привело к появлению различных предположений, как научного, так и ненаучного характера, включая романтическую гипотезу о дороге для колесниц сквозь Сахару от берегов Средиземного моря до Нигера. Изображения колесниц встречаются на севере, в Тибести, Тассили и горах Хоггара и на юге, в Оране, Мавритании, Южном Марокко и даже в западной части Высокого Атласа; но это должно больше указывать на широко распространенный способ передвижения, чем на существование единой сети сахарских дорог. В частности, изображения "летящего галопа", которыми, по мнению Лота, намечается дорога Триполи - Гао, встречаются почти исключительно в Тассили. Правда, есть несколько в стороне группа изображений в Хоггаре, и только эпизодически за пределами этого района.

Географы, писавшие между V в. до н. э. и I в. н. э., не добавляют ничего нового к сведениям Геродота, даже звучные строфы Вергилия говорят нам больше об Августе и величии Римской империи, чем о гарамантах, земли которых теоретически вошли в ее состав:

Вот он, тот муж, о котором тебе возвещали так часто:
Август Цезарь, отцом божественным вскормленный, снова
Век вернет золотой на Латинские пашни, где древле
Сам Сатурн был царем, и пределы державы продвинет,
Индов край покорив и страну гарамантов, в те земли,
Где не увидишь светил, меж которыми движется Солнце,
Где небодержец Атлант вращает свод многозвездный.4
(Перевод С. Ошерова.)

Только Плиний Старший, писавший полвека спустя, сообщил нам подробности об экспедиции, распространившей власть Рима на Сахару, которую, вероятно, и имел в виду Вергилий. Во времена Плиния вторая экспедиция дошла до Гарамы и обратно, а вместе с ней и новая, более полная информация. Отчет Плиния5 полнее, чем Геродота. Начиная с земель, находящихся между побережьем и гарамантами, он перечисляет в порядке движения на юг "Фазанию, где живет племя фазанийцев, города Алеле и Циллабу и в направлении Сабраты Цидам", затем Черные Горы, "у которых вид то ли пострадавших от огня, то ли опаленных солнцем", а за ними - пустыню.

Прежде чем продолжить список, нужно отметить, что идентификация "Цидама" с Гадамесом (в той степени, в какой она доказана)6 следует из того, что подразумевает Плиний: Фазания и фазанийцы находятся северней, а не южней Черных Гор. Фазания Плиния пролегает от Черных Гор на востоке вдоль северного края хамада аль-Хамра до Гадамеса на западе. Был ли этот район гарамантским, - как считал Орик Бейтс и некоторые другие, - не очевидно из текста, но тот факт, что Плиний называет его жителей фазанийцами и гарамантов помещает дальше на юг, подсказывает, что нет. Это помещение Фазаний на север и отделение ее от гарамантов сохраняется и в более поздних источниках. Южнее Плиний располагает Черные горы (Джебель Сода), а затем пустыню (Серир бен Афен/Рамла аль-Кебира), за которой следуют гараманты "с городом, называемым Телги, а также Дебрисом с источником, в котором от полудня до полуночи вода кипит, а за то же количество часов до полудня охлаждается, и весьма знаменитым городом Гарамой - столицей гарамантов".

Источник Дебриса и Гарама пленили римское воображение и жили в латинской литературе в отличие от Телги. Только эти три города безусловно были гарамантскими, тогда как список Плиния перечисляет все города, племена, реки и горы, отмеченные во время триумфа Корнелия Бальба (см. ниже). То, что этот список включал в себя все области и племена, завоеванные в период кампании, а не только входившие в царство гарамантов, очевидно, так как в нем указаны Цидам-Гадамес и Черные Горы, а мы знаем, что они лежали за пределами территории гарамантов.

Названия в том порядке, в каком их перечисляет Плиний, приводились во время триумфа Бальба (кроме Гарамы и Цидама). Вот их перечень: "Город Табудий, народность нитериев, город Мильгис Гемелла; народность или город Бубей; народность энипи; город Тубен; гора под названием Черная; города Нитибр, Рапса; народность висцера; город Декри (Дебрис), река Натабур; город Тапсаг; народность тамиаги (или наннаги); город Бонн; город Перге; река Дазибари; затем один за другим города: Барак, Булуба, Алазит, Галса, Балла, Максалла, Цизания, гора Гири, где рождаются драгоценные камни".

Текст Плиния представляет трудность в том отношении, что не существует никаких независимых источников для проверки правильности произношения указываемых им имен, а в результате мы имеем множество вариаций в различных рукописях, и по поводу идентификации географических названий долго продолжались бесплодные споры. Лишь в некоторых случаях можно довериться объяснениям: Рапса, вероятно, Гат, Бонн, возможно, Бу Нджем, а Барак может быть Брак или Брек. Помимо этого, можно выдвинуть всего несколько разумных предположений: название реки Натабур является, по-видимому, однокоренным со встречающимся в других местах этнонимом "натабры". Вариант чтения для этнонима "нитерии" есть "нитибры", и делалось предположение, что город Нитибр есть другая форма того же названия. Наконец, один поздний автор7 дает нам дополнительный ключ, когда он, говоря о народности, проживавшей на юге Триполитании, называет ее гетулы-натабры. Здесь, вероятно, мы имеем подлинный берберский этноним и топоним, который может быть идентифицирован и, наверное, даже локализован8. Территория гетульской конфедерации лежала к западу от современной Триполитании в районе Ауресских гор в Алжире или еще дальше на юге: даже если гетульский в отношении натабров используется только как географическое определение, их земли должны были находиться на западе, на территории современного Алжира.

Однако большинство из названий Плиния идентифицировать практически невозможно, хотя это не предотвратило подобных попыток: висцера, например, помещали в западный Тассили, а также в Бискру, в Тобне видели Тубен9. Циллабу, которую Плиний указывает на той же широте, что и Цидам (Гадамес), идентифицировали с Завилой, находящейся вблизи Мурзука, а Лот заходил даже так далеко, что видел в реке Дазибари Нигер, полагая, что Бальб пересек Сахару10.

Последним античным автором, заслуживающим внимания, является Птолемей11, писавший во II в. н. э. Он был прежде всего математиком, пытавшимся определить точные широту и долготу для каждого места, указанного им. Однако ценность его источников неравнозначна, а его определения часто неточны, особенно когда речь идет о внутренних районах Африки: он иногда допускает немыслимые ошибки. Среди городов в этой части Африки он перечисляет: Гелан, Ваний, Сабы, Боуата, Бедир, столицу гарамантов и Тумелиту, некоторые из них несомненно были гарамантскими. Сабы идентифицировали с Себхой, что было бы вполне вероятно, Ваний с Бонном (Бу Нджемом), но характер птолемеевского метода делает возможность идентификации весьма умозрительной. Кроме того, Птолемей дважды упоминает гарамантский pharanx - Garamanticae Fauces по латыни (овраг, ущелье или узкий проход). Г. Паче12 доказывает, что он*, может быть идентифицирован с Зинкекрой, но это кажется невозможным, так как слово означает узкий проход или овраг, но никак не мыс (или даже крутой склон), и это скорее узкая долина вади аль-Аджаль, окруженная морем песка на севере и вертикальными обнажениями пород на юге, извилистая в особенности между аль-Абьядом и Убари. По сравнению с характером местности к югу и к северу от нее она действительно представляет собой узкий проход, и этот термин здесь очень подходит.

Полевые работы, хотя и не в состоянии существенно помочь в деле идентификации городов списка Плиния, тем не менее раскрывают пределы расселения в древности, предположительно охватывавшего территорию гарамантов. Вади аль-Аджаль безусловно был центром племенных земель со столицей в Гараме (Джерме). Капуто насчитал13 59686 захоронений между Тин Абундой и аль-Абьядом в результате продолжительной работы, которая подсказывает, что на самом деле их может быть раза в три или четыре больше. На интенсивное земледелие указывают сотни миль фоггаров, подземных водных каналов, пролегающих от обнажений пород к центру вади. Их тоже больше всего между аль-Абьядом и Тин Абундой. В одном месте они сходятся так близко, что можно насчитать свыше 60 фоггаров на расстоянии в 6 км14.

Но аль-Аджаль - только центр района вади и оазисов, который включает в себя вади аш-Шаты на севере и район вади Барджудж с низменностью Хофра на юге. Они образуют три крупные линии феццанских оазисов, которые тянутся с востока на запад между границами, создаваемыми хамада аль-Хамра, песчаиой пустыней Убари и песчаной пустыней Мурзук. На юге фоггары встречаются у восточного края вади Барджудж и вокруг Завилы, Тербу и Умм-аль-Адам в восточной Хофре. Кладбища, подобные тем, что находятся в аль-Аджаль, при раскопках которых можно обнаружить римскую посуду, часто встречаются и в других местах вокруг Завилы, Годдуа, Дуджаль и ас-Сбетата в вади ан-Нашуа и около-Шарабы и Бир-Багира в вади Барджудж. Другие находки в районе Хофра - вади ан-Нашуа, несомненно, еще будут сделаны. На севере в вади аш-Шаты проводилось меньше полевых работ, но обилие воды там почти наверняка означает, что там жили гараманты15.

* Паче переводит греч. pharanx итал. словом voragine "обрыв".

Гараманты Южной Ливии


Примечания:

1. Геродот. IV, 183.

2. Ср.: Плиний. Естественная история. VIII, 178.

3. Геродот. IV. 170, где он говорит, что асбисты были лучшими наездниками на колесницах.

4. Энеида. VI. 791-797.

5. Плиний. V, 34 и сл.

6. Основано на реконструкции надписи CYJDAMIS.- Inscriptions of Roman Tripolitania (British School at Rome, 1952), 907, фрагмент из Гадамеса, в настоящее время находится в Тунисе.

7. Orosius. Historiarum adversum paganos. I, 2, 44.

8. Даже здесь, однако, существует некоторая неопределенность, так как есть другая племенная группа, находившаяся к юго-западу от Гуэльмы (Алжир) вблизи от вади Шерфа, которую называли наттабутами.

9. Lhote H. The Search for the Tassili Frescoes. L., 1960, p. 129 и Вертело, цитируемый в: Merighi A. La Tripolitania antica. I. Verbania, 1940, p. 186.

10. Lhote H. Tassili Frescoes, p. 130-2.

11. Птолемей. Руководство по географии. IV, 6. passim (особенно 3-6, 12 и 30).

12. Pace G., Sergi S., Caputo G. Scavi Sahariani, p. 183.

13. Ibid., p. 212.

14. Т. е. рядом с аль-Гераей, как могут вспомнить те, кому приходилось сталкиваться с ними на старой дороге.

15. Scavi, p. 184; Merighi, I, p. 174.


на главную | Древняя Ливия |

 webmaster