Древняя Ливия

История

Открытие Гарамантиды

Гарама (из истории ливийской цивилизации)

Гараманты Южной Ливии

Гараманты и транссахарская торговля в античное время

Алтари гарамантов

Туареги и тубу

Пути миграций афразийцев в Северной Африке


Лингвистика

Глазами лингвиста: Гарамантида в контексте североафриканской истории

О дешифровке западноливийских надписей из Марокко

Дешифровка нумидийской письменности


Наскальное искусство

Убийцу зовут Сахарой

Наскальное искусство Тассили

Наскальное искусство Феццана

Пастухи из Танакома


Письменность

Древний народ ливийской Сахары

Надписи на ливийском алфавите в Триполитании

Реклама

Гарама (из истории ливийской цивилизации)

Мухаммед Сулейман Айюб (из книги "Гарамантида (африканская Атлантида)")

Феццан находится в северной части Сахары, включающей в себя обширный район от Средиземного моря на севере до африканской саванны на юге, т. е. территорию между 33В° и 20В° северной широты. На востоке Сахара доходит до Красного моря, а на западе - до Атлантического океана. Ливийская пустыня лежит в центре Сахары, и можно сказать, что климат Феццана является типичным сахарским климатом, для которого характерны летняя жара и зимний холод, а также большая разница между ночной и дневной температурами. В Феццане почти не бывает дождей, за исключением северных районов, примыкающих к Средиземному морю, в которых зимой иногда выпадают осадки, вследствие чего вади переполняются водой. В ряде внутренних районов (например, вади Шаты и оазисах Себха и Бойнис) зимой иногда бывают дожди. Дождевые облака приходят также с севера, реже дожди приносят экваториальные облака, которые в некоторых случаях достигают южной части Феццана. Следствием этих дождей явилось наполнение в последние годы водой вади в районе Гата. Но в целом (и это следует подчеркнуть) Феццан лишен осадков на протяжении всего года и его население использует для своих нужд подземные воды1.

В Феццане преимущественно дуют северные, сухие, умеренной силы ветры. В летнее время нередко дует жаркий ветер, известный под названием "гибли". Он приходит с юга и несет с собой много песка. Иногда он продолжается несколько дней и наносит серьезный ущерб земледелию и животноводству. Гибли засыпает колодцы, что особенно опасно в отдаленных местах.

Тяжелые климатические условия способствовали исчезновению растительности в Сахаре. Здесь можно встретить только некоторые виды трав, приспособленные к жизни в пустыне, и кактусовидные растения. В оазисах, где есть хорошие источники воды, могут произрастать даже эвкалипты. Пальмы с древнейших времен здесь сажали люди. Возможности сельского хозяйства в Феццане крайне ограниченны. Оно до сих пор в основном ведется примитивными методами, несмотря на то, что правительство поощряет земледельцев использовать современную технику. Ячмень, маис и пшеница, а также арбузы, виноград и лук являются главными сельскохозяйственными культурами Феццана.

Из диких животных в Феццане встречаются гиены, волки, лисы, вадданы (дикие бараны), газели, горные кролики, различные виды диких крыс. Из пресмыкающихся распространены вараны и ящерицы. Можно встретить членистоногих, в том числе жуков, скорпионов. Из птиц встречаются орлы, удоды, ястребы, грачи, лысухи и клинтухи. Из домашних животных в Феццане отметим верблюдов, коз, овец, ослов, немногочисленное поголовье коров и лошадей.

В Феццане нет рек, но есть небольшие озера и источники, в которых встречаются некоторые виды тропических рыб, небольшие крокодилы. В озере Габроан, находящемся в центре песчаного моря Убари, живут креветки.

Неверно считать, что, поскольку оазисы окружены пустыней, народы, их населяющие, могли сохранить чистоту крови. Через Феццан издавна проходили караванные пути, соединявшие долину Нила с Атлантическим океаном с одной стороны, и Средиземноморье с Центральной Африкой - с другой. В результате этого в Феццане мы сталкиваемся со смешением рас. Этнический тип феццанцев образовался в результате смешения берберов, негроидов и арабов. О чистой расе здесь говорить не приходится, поэтому удобнее делить феццанцев на кочевников и оседлых жителей. Кочевники, в свою очередь, подразделяются на арабоязычных и бербероязычных (необходимо отметить, что в Северной Африке арабами называют не отдельный этнос, а всех тех, кто говорит по-арабски). К арабоязычным племенам относятся как собственно арабские племена, пришедшие из Аравии после мусульманского вторжения в VII в. н. э., такие, как бени хиляль и бени салем (к потомкам этих племен сегодня принадлежат племена валид сулиман, риах, кададфа, хасавна, хотман и другие), так и часть берберских по своему происхождению племен, утративших свой язык (например, варфла и мисурата). Другая группа кочевого населения - туареги, племена которых обитают в Центральной Сахаре. Они до сих пор сохраняют свои традиции и обычаи, своеобразную социальную стратификацию, родной берберский язык и древнюю письменность тифинаг. Кочевниками также являются кушитские племена тубу, сохраняющие свой язык, обычаи и традиции. Смешанное население городов называют феццанцами. Часть из них является потомками рабов. Эту группу горожан называют шувашна. Часть жителей Гата относится к западноафриканскому народу хауса. На гарамантском языке в Феццане больше никто не говорит. Единственное племя, сохранившее этот древний язык (правда, с большой примесью языка туарегов и хауса), проживает вблизи Ниамея, столицы Нигера, и называется джерма.

Особый интерес в Феццане представляет для нас вади аль-Аджаль, причем не только потому, что там находится исторический город Джерма, но и по той причине, что район вади был главным очагом развития гарамантской цивилизации.

Вади аль-Аджаль расположено примерно в центре Феццана. Оно простирается с запада на восток на протяжении приблизительно 200 км между 13ВВВ° и 14ВВ° восточной долготы и 30ВВ° и 26ВВ° северной широты. Вади имеет вид постепенно опускающегося вниз оврага, ограниченного с юга каменистым плоскогорьем хамада Мурзук (хамада - каменистая пустыня), а с севера песками пустыни Убари. Ширина долины вади аль-Аджаль местами колеблется от 0,5 до 20 км. Вади богато подземными водами, которые часто выходят на поверхность источниками и ключами. Подземные воды дают возможность развиваться местному сельскому хозяйству. Жители достают воду в основном традиционными методами, с помощью шадуфа, представляющего собой устройство, в котором бурдюк привязан канатом к вращающемуся блоку, передвигающемуся вдоль пальмового ствола, который, в свою очередь, приподнят в воздух с помощью двух бревен, прикрепленных к краю колодца. Канат одним концом привязан к бурдюку, другим - к животному (ослу или верблюду), которое, передвигаясь, заставляет пустой бурдюк опускаться в колодец и поднимает его наполненным. В настоящее время все шире внедряются современные методы добычи воды. Сельскохозяйственный банк предоставляет местным жителям ссуды для приобретения дизельных моторов.

В вади аль-Аджаль выращивают ячмень, пшеницу, овощи (в основном лук и помидоры). Основной сельскохозяйственной культурой района являются финики. Особенно часто финиковые рощи встречаются в центре вади. Сегодня вади аль-Аджаль пересекает дорога, соединяющая столицу Феццана Себху с Убари, столицей одноименной провинции.

В вади есть несколько селений. Перечисляем их так, как они расположены в направлении с востока на запад. В восточной части вади находятся селения аль-Абьяд и Бельхарис, около которого на высоком холме стоит крепость, охраняющая подступы к вади. Затем идут селения аль-Хамра и Каср-Халиф, за ними лежит населенный пункт аль-Кильа, строения которого сложены из камня. В XVI в. здесь находился процветавший город, возникший в эпоху местных правителей Уляд Мухаммед. Дальше на запад лежат руины двух дворцов, недалеко от которых находится кладбище ат-Тенахма, восходящее к III в. н. э., т. е. эпохе гарамантов. Затем идет населенный пункт Раджиба и крепость Лорко, охранявшая горный проход Баб-аль-Макнуса, через который лежал путь из Джермы на юг. Далее на запад расположены селения Такартиба и аль-Каракира, вблизи которого встречаются захоронения с пирамидальными надгробиями; а еще дальше населенные пункты аль-Факкар, Туш, Джерма, аль-Грейфа2 и, наконец, Убари, столица южной провинции.

Глава I. Источники и литература

Раскопки экспедиции Итальянского королевского географического общества в 1934 г.
Французская экспедиция Института тунисских исследований
Раскопки Отдела ливийских древностей в Феццане
Раскопки экспедиции Британской королевской академии в 1965 г.
Раскопки экспедиции Британской королевской академии в 1967 г.

Глава II. Гарама: возникновение и расцвет

Глава III. Общественно-политическая жизнь

Глава IV. Культура

Глава V. Экономика

Заключение. Упадок Гарамы


Примечания:

1. Bellair P. Contribution a 1'etude de 1'hydrogeologie de la cuvette Fezzanaise, p. 27 ff (Publication de I'lnstitut de recherches Sahariennes de l'Universite d'Alger, Mission Scientifique du Fezzan, vol. II, 1944-45).

2. Аль-Грейфа - самый крупный населенный пункт долины вади аль-Аджаль.


на главную | Древняя Ливия

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования