Киклады

Киклады

 

История

История открытия
Периодизация



Материальная культура

Мраморные идолы
   Неолит
   Раннекикладский период I
   Раннекикладский период II
   Идолы специального типа

Керамика

Ювелирное искусство

Изделия из металла

 

Прогулки по музеям

Афинский архелогический музей

Афинский музей Кикладского искусства

Доисторический музей Тиры (Санторин)

Коллекция Кикладской культуры Британского музея

Коллекция Кикладской культуры Музея Метрополитен. Нью-Йорк

Мюнхенское Античное собрание




Библиотека

Андреев Ю.В.
Эгейский мир в преддверии цивилизации (Эпоха ранней бронзы)

Думас К.
Кикладская цивлизация бронзового века в Эгеиде



Реклама

Кикладская цивилизация - бабушка Античности

Автор проекта - Marina

 

Кикладские острова - это архипелаг в южной части Эгейского моря, группирующийся вокруг о. Делос. По-гречески "Kyklades" - "лежащие крУгом". Название отражает расположение островов относительно храма Аполлона на священном острове Делос. Сравните, к примеру, с другим названием, Спорады - Sporades, буквально - "рассеянные за пределами Кикладских островов".

В древности Киклады, эти ныне голые скалистые острова, были покрыты лесами. По данным археологических раскопок сегодня принято считать, что наиболее крупные из островов (Наксос, Парос, Андрос, Тенос) в древности были заселены ионийцами, Мелос, Феру (Санторин) и Антипарос заселяли дорийцы. Острова с самых древних времен были известны всему средиземноморью в первую очередь за счет месторождений мрамора (Наксос, Парос), обсидиана (Мелос), красного глинистого железняка (Кеос), наждака (Наксос), широко использовавшегося в обработке драгоценных и не очень камней.

Но, пожалуй, самым любопытным из древней истории Киклад следует назвать многочисленные свидетельства мощной и загадочной культуры, обнаруженные в результате археологических раскопок последнего столетия на этих островах. Расцвет этой культуры пришелся на промежуток между 3500 и 2000 годами до н.э. Эта культура так и называется сегодня - кикладская. Как было организовано это общество (переживавшее свой расцвет, к слову сказать, одновременно с царствованием египетских фараонов - строителей трех великих пирамид Гизы), что из себя представляли поселения этих людей - сказать сегодня очень трудно. Кикладская цивилизация не знала письменности, не оставила нам каких-либо сооружений, но как искусны были мастера, создававшие выдающиеся произведения кикладского искусства, мы можем убедиться на богатейшем материале раскопанных кикладских захоронений. На сегодняшний день на островах Кикладского архипелага их раскопано около 20 тысяч.

Впервые на необычные находки путешественников по островам Эгейского моря (прежде всего - загадочных и странных мраморных идолов) обратили внимание в Европе в начале XIX века. Однако систематические раскопки начались здесь только в 1880 году. Проводил их англичанин Джеймс Теодор Бент, и его находки позволили сделать вывод о существовании на островах "обширной доисторической державы". И сегодня Британский музей в Лондоне является хранителем и владельцем богатейшей коллекции кикладского искусства. За англичанами последовали и другие исследователи, и прежде всего - Христос Цунтас, один из основоположников греческой археологии.

Археологи были поражены достижениями этой загадочной цивилизации, о которой свидетельствовали выкопанные из земли мраморные вазы и статуи, декоративные керамические чаши и серебряные украшения, а также искусно выполненные бронзовые орудия труда и оружие. Особенно обращали на себя внимание стилизованные фигурки с запрокинутыми головами. В основном они изображали женщин, а размер их колебался от 5 см в высоту до полного человеческого роста.

В литературе они получили название "кикладских идолов", и вот на них-то я и хочу остановиться поподробнее. Возможно, читатель со мной не согласится, но эти фигурки производят неизгладимое впечатление и, несмотря на свой весьма внушительный возраст, выглядят, на мой взгляд, удивительно современно. Следует сказать, что точное назначение этих странных фигурок до сих пор не установлено. Поскольку на некоторых статуэтках сохранились следы повреждений и даже починки, некоторые исследователи делают вывод о том, что при жизни владельцев они служили им в качестве оберегов или вотивных предметов. Другие обращают внимание на экстатическую позу большинства идолов, а именно на запрокинутую голову и вытянутые носки, как будто бы фигура стоит на цыпочках. Из этого делают вывод, что фигуры эти являлись частью погребального ритуала и захоранивались "в лежачем положении" вместе с покойником. Т.к. большинство статуй изображают женщин, многие ученые считают, что это некое женское божество, почитавшееся островитянами. На многих фигурках сохранились следы краски, из чего делается вывод о том, что они были раскрашены.


на главную

Музейные коллекции по кикладской культуре:

 

Греция

Афины. Национальный Археологический музей. Кикладская коллекция

Афины. Музей Кикладского искусства

Наксос. Археологический музей

Санторин. Музей доисторической Тиры

Парос. Археологический музей


Великобритания

Лондон. Британский музей. Киклады в эпоху бронзы


США

Нью-Йорк. Музей Метрополитен

 


 

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования