Куль-Оба

Курган Пепла

Авторы проекта - Юлли и Analogopotom

 

Куль-оба - курган скифского вождя 4 в. до н. э., открытый в 1830 близ г. Керчь.

Под каменной насыпью кургана находился каменный склеп, построенный по греческому образцу. Умерший похоронен в деревянном саркофаге в одежде и головном уборе, расшитых золотыми бляшками, на шее -- золотая гривна с изображениями конных скифов на концах, на руках -- золотые браслеты. Полный набор наступательного и защитного вооружения найден в разных местах гробницы.

Главного покойника сопровождало погребение жены или наложницы. Золотые украшения её ритуального убора и электровый сосуд с изображением скифов представляют собой превосходные изделия греческих ювелиров.

У южной стены склепа был погребён слуга или раб. В гробницу были поставлены амфоры с вином, бронзовые котлы с мясом, бронзовая и серебряная посуда.

Курган близок к т. н. царским скифским курганам Нижнего Приднепровья 4--3 вв. до н. э. (БСЭ)

Холм, на котором расположен курган Куль-Оба

 

"[...]мнение П.Дюбрюкса о том, что в кургане Куль-Оба был погребен скифский царь (см. Ашик 1848а: 37), которое сейчас является общепринятым, поначалу казалось очень спорным. Д. де Монпере предполагал, что здесь был погребен боспорский царь (De Montpereux 1843: 219-222). А.Б. Ашик в своей известной книге занял весьма противоречивую позицию, - он признавал погребение скифским (1848а: 32-33), но чуть ниже писал, что гробница принадлежала "какому-нибудь пантикапейскому Археанактиду" или одному из боспорских царей (1848а: 38; ср 1850: 138). Явную негреческую специфику памятника этот исследователь связывал с тем, что нравы, обычаи и язык местных греческих колоний вообще "сильно отзывались соседством скифов" (1848а: 39). Сомнение в том, что в Куль-Обе были похоронены скифский царь и царица, высказал Г.И.Спасский. Он считал более вероятным, что здесь был погребен один из боспорских царей, который мог заимствовать от подчиненных скифов не только одежду, "но самые нравы и обычаи" (Спасский 1846: 120). Сходной трактовки придерживался и Ф.А.Жиль, рассматривавший этот памятник как усыпальницу Левкона I или его отца Сатира (ДБК: XLVI; но ср. Жиль 1961: 56), а варварские черты погребального обряда и инвентаря объяснявший тем, что первый Левконид по политическому расчету был вынужден принять "одежду и обычаи народа, над которыми он утвердил свое господство" (ДБК: XLVIII)".

из статьи Ю.А. Виноградова "Феномен Боспорского государства в отечественной литературе"

 

Холм, на котором расположен курган Куль-Оба

 

Благодарим Елену Власову за любезное разрешение использовать ее статьи в нашем проекте.

Фотографии Юлли.

 


на главную

 webmaster