Россия. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

"Таманский сфинкс"

 

Фигурный сосуд - лекиф - в виде сфинкса из Фанагории. Конец V в. до н. э. Терракота. Высота - 21,5 см.

Соколов Г. "Искусство Древней Эллады":

"Фигурный флакон в виде сфинкса, хранящийся в собрании Эрмитажа, был найден вместе с другими сосудами на Таманском полуострове, в окрестностях древней Фанагории, основанной выходцами из малоазийского Милета. Город имел постоянные экономические и культурные связи не только с местными скифскими, синдскими и меотскими племенами, но и с греческой метрополией. Не исключено, что фанагорийский сфинкс был изготовлен в какой-нибудь афинской мастерской и затем привезен на берега Северного Причерноморья.

Гробница в одном из курганов фанагорийского некрополя, где В.Г. Тизенгаузен нашел сосуды, тщательно исследована археологами при раскопках. Хотя ее архитектура (она сложена из сырцовых кирпичей и перекрыта бревнами) свидетельствовала о местных приемах строительства, вещи, положенные погребенной там женщине, по большей части привозные: золотые бляшки с изображением горгоны Медузы и в форме цветка, перстень, несколько краснофигурных и чернолаковых сосудов, и среди них три уникальных по своему исполнению фигурных - в виде рождающейся из моря Афродиты, сирены и сфинкса.

Флакон для ароматических масел сделан в виде полой внутри фигурки сфинкса, над туловищем которого возвышается горлышко с небольшой ручкой. Поверхность сосуда типа лекифа, внутрь которого и наливалось душистое масло, уподоблена чудовищу. Сфинкс показан сидящим на подставке на задних лапах и опирающимся на передние. Как и два других фанагорийских сосуда, ваза со сфинксом односторонняя. Фигура объемная, но левая ее сторона представляет собой стенку обычного лекифа с краснофигурным орнаментом. Таким образом, рельефное изображение дается лишь с одной стороны, а с другой сохраняется плоскостное краснофигурное. Не случайно между лапами сфинкса и под его фигурой обозначены ярко-красного цвета стенки сосуда, на которые белой краской нанесены пальметты и волюты, т. е. сохранено то же соотношение темного фона и светлого орнамента, какое существует на тыльной краснофигурной стороне лекифа. Здесь только использован яркий цвет фона, который больше соответствует красочному облику фигурного сосуда, нежели черный лак на его тыльной стороне.

Сфинкс изображен в виде льва с длинными птичьими крыльями, с обнаженной женской грудью и головой, облаченной в красную с золотыми розетками стефану (типа чепца); длинные завитые локоны опускаются на плечи сфинкса. Шею чудовища украшают три ряда крупных золотых бус. Сфинкс из Фанагории исполнен большой внутренней динамики - полны напряжения его лапы, гибко извивается хвост, с холодным пристальным вниманием смотрят чуть вниз глаза. Первоначальная раскраска на стенках хорошо сохранилась. Глину покрывает слой нежной белой обмазки, служившей основой красочного слоя.

Особенное внимание обратил художник на женское лицо чудовища. Черты его кажутся красивыми, но холодными. Ослепительно белая, чистая кожа на щеках озарена сильным румянцем. Ярко-красные губы подчеркивают нежность щек, шеи и груди сфинкса. Белки глаз оттенены легким голубым отливом, зрачки показаны синими, черной краской обозначены ресницы. Использование мастером различных красок, гармоничное сопоставление одних тонов с другими, тонкое, ненавязчивое воздействие позолоты - все убеждает в том, что автором этого фигурного сосуда, как, впрочем, и сосудов в виде сирены и Афродиты, был крупный древнегреческий художник конца V - начала IV в. до н. э.

Многие памятники греческой монументальной скульптуры были полихромными, но дошли до нас без своего красочного покрытия, чудом уцелевшего лишь на акропольских корах. Раскраска фанагорийского сфинкса может дать представление о том, какими красочными были эллинские статуи в конце V - начале IV в. до н.э."

 


на главную

 webmaster