Россия. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

Экспозиции Эрмитажа

 

Первый этаж:

Кавказ конца II - начала I тысячелетия до н.э.

Мощевая балка

Урарту


Зал культуры племен Северного Кавказа в раннем средневековье

Мощевая Балка. Памятник на Северокавказском шелковом пути
Могильник VIII-IX вв.

 

 

Зал находится в той части Зимнего дворца, где раньше располагались служебные помещения. Экспозиция знакомит с археологическими материалами из высокогорных могильников Северо-Западного Кавказа (III-VII вв.), преимущественно из Мощевой Балки (VIII-IX вв.) Этот археологический памятник располагался в глухом ущелье, у реки Б. Лаба, по дороге к перевалу, где в древности проходил один из маршрутов Шелкового пути, высоко в горах. В захоронениях знати местных племен аланов и адыгов была обнаружена одна из самых крупных в мире коллекций археологически найденных шёлковых тканей. Почвенно-климатические условия способствовали сохранности органических материалов - меха, кожи, дерева и тканей, среди которых преобладают византийские, согдийские и китайские шелка. Кафтан вождя, крытый шелком с изображением фантастических чудовищ-сенмурвов, является шедевром коллекции Эрмитажа. Большой интерес представляет и уникальный документ китайского купца.

Здесь, в частности, была обнаружена одна из самых крупных в мире и интересных по составу коллекций археологически найденных шёлковых тканей - свыше 300 экземпляров. Местные адыго-аланские племена использовали эти шелка в быту самым широким образом: для украшения одежды, для изготовления головных уборов, шарфов, повязок, мешочков, даже для исподнего или подкладки обуви (случай совершенно немыслимый для Европы того времени). Все эти шёлковые ткани - привозные. (источник)

 

Правая сторона экспозиции

 

Фрагменты шелковых тканей - согдийских (слева), константинопольских и средиземноморских (справа).

 

 

 

 

Текст. 73. Фрагменты кафтана, крытого шелковой тканью "с сенмурвами". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 59-60.)

Текст. 76. Фрагмент согдийской шелковой ткани "с головой вепря". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 61.)

Текст. 77. Фрагмент согдийской шелковой ткани "с головой вепря". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 62.)

Текст. 78. Фрагмент согдийской шелковой ткани c мелкими "двойными секирами", сохранившими редуцированные черты "головы вепря". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 62.)

Текст. 79. Фрагмент согдийской шелковой ткани с крупными "двойными секирами" редуцированного мотива "головы вепря". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 62-63.)

Текст. 80. Фрагмент согдийской шелковой ткани c мелкими "двойными секирами". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 632.)

Текст. 72. Фрагмент сасанидской шелковой ткани "с божествами". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 59.)

 

Части конной упряжи. Поступление - 1976 г. из материалов экспедиций ГЭ: 1972, 1974.

 

Слева - фрагмент кнутика (вотивного?). Дерево, кожаный ремень. Справа - крыло седла. Полотно, кожа, шерстяной гобелен. Восточное Средиземноморье (гобелен).

Части ременной упряжи. Кожа, дерево.

 

Погребение девочки

 

Фрагмент платья. Рукоять тесла. Дерево (при погребении рабочая часть была снята). ...


Налобная диадема и косичка с нашитыми индикациями. Шерсть, гобелен, латунь (золотоподобная). Сирия. VII-VIII вв. (гобелен). Индикации сделаны, как правило, с византийских монет - в основном Льва III и Константина, что дает дату terminus pist quem: 714-741 гг. Две индикации сохранились на косичке и на диадеме, остальные отпали.
Туалетный набор: две кисточки (с завершением из замши и волосяная); уховертка с фигурной орнаментированной ручкой; ложечка-ситечко.
Погребальный набор для питья: кувшинчик и ковшик. Глина, дерево. Поступление: 1951, из Этнографического отдела Русского музея, сборы Н.И. Веселовского, 1901.

 

 

 

Мумифицированное погребение женщины


Фрагменты верхней одежды мумифицированной погребенной



Погребение, подвергшееся естественной мумификации и частично склеенное тленом, было открыто экспедицией Эрмитажа в 1974 г. Женщина (40-45 лет) была уложена в позе спящей на правом боку, в большом, отколовшемся от толщи навеса и упавшем на террасу, монолите, имевшем внутри сводчатую полость. Эта пещерка была подтесана с помощью железного тесла с деревянной рукоятью, которое было положено в могилу (как правило, этот обычай соблюдался лишь условно: клали одну рукоять, без наконечника.

Пол пещерки был выровнен несколькими камнями и покрыт шерстяным ковриком, почти полностью съеденным грызунами (в витрине - современная имитация). Под головой умершей подушка с травяной натруской и нашитым на один угол амулетом - раковиной каури (под подушкой лежали мелкие угольки). Головной убор из полотна, украшенный надо лбом шелковым ромбом и имею­щий сзади накосник, дополняют льняная диадема и тонкий шарф, завязанный узлом на затылке. В более богатом варианте такой же убор можно видеть на манекене. Подобный вид головного убора, полностью скрывающий волосы, говорит о том, что погребенная была матерью: до рождения ребенка женщины, как и девушки, волосы не прятали, заплетали в ряд тонких косичек. Все стадии возрастной эволюции женского головного убора представлены на схематичных реконструкциях.

Одежда погребенной состояла из полотняного платья-рубахи, отделанного по обшлагам и у горла шелком. Оно сшито обычным тут стандартным покроем: такие прямые, широкие платья име­ют одну особенность: спереди нашит застегивавшийся на левом плече длинный нагрудный "карман", который исполнял функции своего рода рюкзака, чтобы освободить руки (например, для сбора орехов или плодов, росших на крутых горных склонах). Этот центральный прямоугольник был также средоточием украшений и амулетов: в двух верхних петлях закреплялись амулеты, в том числе корешки в специальных мешочках, низки бус (культовый характер последних подтверж­дается тем фактом, что одна особая низка не была видна вообще, обвивая шею под платьем). Штаны с чулками были заправлены в кожаные чувяки. Верхняя же одежда на меху оказалась у этой погребенной двучастной и совершенно необычной: она состояла из пелерины и обматывавшейся вокруг талии юбки, к пояску которой наглухо прикреплены деревянные ножны с ножом. Поражает искусная обработка кожи: узорное тиснение в виде концентрических кругов. В этой же витрине экспонируется и часть отреставрированного погребального инвентаря. В обычный погребальный набор входили сосуды для питья (глиняный кувшинчик, перекрытый тряпочкой, и деревянный ковш), а также "торбочка" со скрепленными углами - с погребальной пищей (сырниками, лепешками ?). Фрагментарно сохранилась плетеная шкатулка со стандартным рукодельем, половинкой ткацкой детали для его изготовления и некоторыми другими вложениями (орехи, плоды).

Снаружи пещерка была плотно заложена крупными, слегка подтесанными плитами разно­го размера (сухая кладка), обмазана смешанной с соломой глиной и побелена известкой. Такие приемы, явно восходящие к домостроительству, очевидно, подчеркивали функцию погребального сооружения как нового жилища умершего.

 

 

 

 

Левая сторона экспозиции

 


"Кафтан вождя" из "зеленого шелка с сенмурвами" (начало XI в.) ("Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 23.)

Слева - перстень мужской (бронза, ковка, гравировка, IX век). На овальной шинке вырезано изображение стоящего орла, по обе стороны от шинки спускаются вниз два растительных побега.

 

 

Текст. 74. Фрагмент кафтана из византийской шелковой ткани "с фазаном". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 60.)

Текст. 75. Гобелен "с фазанами в медальонах". (Иерусалимская А.А. "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". С. 60-61.)

 

 

 

Мужское погребение (частично разрушено). Поступление: 1976 из материалов экспедиции ГЭ, 1974.


Домотканный коврик. Шерсть, гобеленовое переплетение. Поступление: 1976, из материалов экспедиции ГЭ, 1972.

Пенал с крышкой (имитация "бинатыхицау"). Дерево.
Фрагменты ремешков. Кожа, медь.
Погребальный набор для питья: кувшин и ковшик. Глина, дерево. Ковшик изготовлен на токарном станке, кувшин черно-лощеный, округлый, с невысоким горлом.
Амулетный мешочек. Шелк (самит). Александрия. VIII в. Внутри амулет: обструганная палочка орешника, сломанная пополам. Для изготовления мешочка использованы две полосы, вырезанные из разных мест драгоценной шелковой ткани большого раппорта: краснофонные медальоны, обрамленные гирляндой из цветом и бутонов лотоса, помещались на общем желтом фоне, в одном из медальонов - сложная композиция с древом жизни, в другом - сцена с крупными козлами, между медальонами вставной мотив из архаров с побегом в пасти. все орнаментальные мотивы характерны для сиро-александрийских шелков византийского круга.

 

 

Кафтан утепленный, крытый шелком (верхняя часть). Холст, полотно, шелковая ткань. Согд. VIII век. (шелк с узором из сине-белой клетки). Поступление: 1976, из материалов экспедиции ГЭ 1974. Утеплен тремя и четырьмя слоями холста и полотна. Наиболее примечательная черта - дополнение одного из рукавов фрагментом шелковой ткани (с розетками на темно-синем фоне), произведенной в Антиное, что дает верхнюю дату для нее не позднее середины VII в. (641 г. - время разрушения Антинои).


 

 

Перчатка. Археологическая кожа, аппликация крашеной кожей. До и после реставрации (источник)

 

Кафтан. IX век. (источник)

Шёлк; Размер 140 см.

Кафтан, вероятно принадлежал вождю, о чём свидетельствуют роскошные ткани из которых он был сделан. Весь кафтан крыт великолепным иранским шёлком. На изумрудно-зелёном фоне, в медальонах изображения фантастических чудовищ-сенмуров. При изготовлении кафтана использовались кусочки согдийских, византийских и китайских тканей.

В подобной одежде изображён на позднесасанидских рельефах шаханшах Ирана.

Покрой кафтана характерен для мужской одежды, происходящей из северокавказского могильника Мощевая Балка: отрезной - облегающая верхняя и широкая, незастёгивавшаяся нижняя часть с боковыми разрезами (для удобства верховой езды); большая длина; наверху застёжка на галунах; два отворота с меховой опушкой "левый запах". Изнутри кафтан был подбит беличьим мехом.

 

Игрушки. Кукольная одежда. VIII-IX вв. (источник)

 

Смотрите также:

Иерусалимская А.Л. "Мешочки для амулетов из могильника Мощевая балка и христианские "ладанки"

Иерусалимская А.Л. "Особенности погребального культа и некоторых верований адыго-аланских племен (по материалам могильника Мощевая Балка VIII-IX вв.)"

Иерусалимская А.Л. "Виды ткацких устройств в инвентаре адыго-аланских могильников VIII-X вв. и их связь с погребальным ритуалом"

Иерусалимская А.Л. "Шерстяные ткани из раннесредневековых могильников Северо-Западного Кавказа в контексте местной культуры"

Иерусалимская А.Л. "Византийский военачальник на Северном Кавказе?"

 

РТР. "Вести"-Санкт-Петербург". 08.12.2007. Об открытии выставки "Мощевая Балка".

 

Фотографии Юлли, кроме особо отмеченных. В комментариях использованы материалы сайта Государственного Эрмитажа и каталога ГЭ "Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций". СПб. 2004.

 


на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования