Крит. Ираклионский Археологический музей

Каталог Ираклионского музея

 

Первый этаж:

Room I

Room II

Room III

Зал IV
Новодворцовый период (1700-1450 гг. до н.э.)
Предметы из дворцов Кносса, Феста и Малии

"Богини со змеями" и некоторые предметы из "хранилищ храмовой утвари"

Room IV

Room V

Room VI

Room VII

Room VIII

Room IX

Room X

Room XI

Room XII

Room XIII



Второй этаж:

Зал XIV
Минойские настенные росписи
Саркофаг из Агиа-Триады
Макет Кносского дворца

Зал XV
Минойские настенные росписи

Зал XVI
Минойские настенные росписи

Room XVII

Room XVIII



Ground Floor:

Room XIX

Room XX

Реклама

Зал XIV. Витрина 171. Саркофаг из Агиа-Триады

 

В центре зала экспонируется известный каменный саркофаг из Агиа-Триады, роспись на сторонах которого изображает сцены жертвоприношения и отправления культа.

 

Саркофаг из Агиа-Триады (Айя-Триады)

Это - один из самых известных и замечательных памятников минойского искусства. Саркофаг из пороса в форме гробницы, полностью покрытый расписанной штукатуркой, был найден в захоронении около виллы в Агиа-Триаде. Поскольку его богатая отделка весьма выделяется в ряду аналогичных ларнаков, можно предположить его принадлежность богатому аристократу. Датируется 14 в. до н.э. Роспись сохранилась фрагментарно и сильно восстановлена. По мнению исследователей (Матц, Андреев), изображенные сцены можно разделить на две группы: реальное и мифологическое, причем для современников, очевидно, эти две сферы не имеют четкой границы и взаимодействуют между собой.





Западная сторона саркофага - сцена жертвоприношения


Фреска разделена на три части. В центральной на белом фоне изображен стол со связанной жертвой - быком - и стоящим позади стола мужчиной в женском одеянии, который играет на двойной флейте. Под столом прилегли две диких козы, справа от них жертвенный сосуд с собранной кровью быка.

Слева на желтом фоне жрица возлагает на жертву руки, две женщины позади нее призваны изображать процессию. Этот фрагмент не восстановлен.

Справа на черном - ночном - фоне другая жрица в юбке из овчины приносит бескровную жертву на алтаре перед святилищем с двойными рогами и священным деревом. Рядом показаны кувшин с возлияниями и корзина с фруктами. Колонна позади алтаря увенчана лабрисом - ритуальной двойной секирой, символом возможного возрождения через смерть. На секире сидит черная птица - воплощение души умершего.



Спирали и розетки декоративной зоны саркофага

 

Восточная сторона саркофага - приношение даров умершему


Слева направо:

Сцена на белом фоне - в стоящий между двух священных секир кратер жрица переливает из сосуда собранную кровь жертвенного быка. На лабрисах сидят птицы - воплощения душ умерших. Позади жрицы еще одна женщина несет на "коромысле" два сосуда. Мужчина в женской одежде сопровождает процесс игрой на семиструнной лире.

Центральная сцена на темном фоне - трое мужчин в юбках из овчины несут погребальные дары: двух телят и модель судна.

Третий фрагмент на белом фоне - умерший (возможно, обожествленный)) в длинном (женском) одеянии присутствует при погребальном жертвоприношении у своей могилы.

 

Росписи торцов саркофага

Северный торец

Колесница с двумя богинями, запряженная двумя дикими козлами.

Южный торец

Колесница с двумя богинями, запряженная грифонами. Над грифонами парит птица.

Рекомендую:

Никулина Н.М. "Ритуальные молоты-топоры из троянского клада L. (К вопросу о датировке данного археологического комплекса)" // Вестник древней истории. 1999. 2. С. 218-228.

Акимова Л.И, Кифишин А.Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф) // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности от древности до наших дней (ERMHNEIA 2) / Сб. ст. под ред. Л.И.Акимовой и А.Г. Кифишина.- М.: Искусство, 2000. С.199-212

Юлли

 


на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования