В центре зала экспонируется известный каменный саркофаг из Агиа-Триады, роспись на сторонах которого изображает сцены жертвоприношения и отправления культа.
Саркофаг из Агиа-Триады (Айя-Триады)
Это - один из самых известных и замечательных памятников минойского искусства. Саркофаг из пороса в форме гробницы, полностью покрытый расписанной штукатуркой, был найден в захоронении около виллы в Агиа-Триаде. Поскольку его богатая отделка весьма выделяется в ряду аналогичных ларнаков, можно предположить его принадлежность богатому аристократу. Датируется 14 в. до н.э. Роспись сохранилась фрагментарно и сильно восстановлена. По мнению исследователей (Матц, Андреев), изображенные сцены можно разделить на две группы: реальное и мифологическое, причем для современников, очевидно, эти две сферы не имеют четкой границы и взаимодействуют между собой.
Западная сторона саркофага - сцена жертвоприношения
Фреска разделена на три части. В центральной на белом фоне изображен стол со связанной жертвой - быком - и стоящим позади стола мужчиной в женском одеянии, который играет на двойной флейте. Под столом прилегли две диких козы, справа от них жертвенный сосуд с собранной кровью быка.
Слева на желтом фоне жрица возлагает на жертву руки, две женщины позади нее призваны изображать процессию. Этот фрагмент не восстановлен.
Справа на черном - ночном - фоне другая жрица в юбке из овчины приносит бескровную жертву на алтаре перед святилищем с двойными рогами и священным деревом. Рядом показаны кувшин с возлияниями и корзина с фруктами. Колонна позади алтаря увенчана лабрисом - ритуальной двойной секирой, символом возможного возрождения через смерть. На секире сидит черная птица - воплощение души умершего.
Спирали и розетки декоративной зоны саркофага
Восточная сторона саркофага - приношение даров умершему
Слева направо:
Сцена на белом фоне - в стоящий между двух священных секир кратер жрица переливает из сосуда собранную кровь жертвенного быка. На лабрисах сидят птицы - воплощения душ умерших. Позади жрицы еще одна женщина несет на "коромысле" два сосуда. Мужчина в женской одежде сопровождает процесс игрой на семиструнной лире.
Центральная сцена на темном фоне - трое мужчин в юбках из овчины несут погребальные дары: двух телят и модель судна.
Третий фрагмент на белом фоне - умерший (возможно, обожествленный)) в длинном (женском) одеянии присутствует при погребальном жертвоприношении у своей могилы.
Росписи торцов саркофага
| |
Северный торецКолесница с двумя богинями, запряженная двумя дикими козлами. | Южный торец Колесница с двумя богинями, запряженная грифонами. Над грифонами парит птица. |
Рекомендую:
Никулина Н.М. "Ритуальные молоты-топоры из троянского клада L. (К вопросу о датировке данного археологического комплекса)" // Вестник древней истории. 1999. 2. С. 218-228.
Акимова Л.И, Кифишин А.Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф) // Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности от древности до наших дней (ERMHNEIA 2) / Сб. ст. под ред. Л.И.Акимовой и А.Г. Кифишина.- М.: Искусство, 2000. С.199-212
Юлли
на главную