Крит. Ираклионский Археологический музей

Каталог Ираклионского музея

 

Первый этаж:

Room I

Room II

Room III

Зал IV
Новодворцовый период (1700-1450 гг. до н.э.)
Предметы из дворцов Кносса, Феста и Малии

"Богини со змеями" и некоторые предметы из "хранилищ храмовой утвари"

Room IV

Room V

Room VI

Room VII

Room VIII

Room IX

Room X

Room XI

Room XII

Room XIII



Второй этаж:

Зал XIV
Минойские настенные росписи
Саркофаг из Агиа-Триады
Макет Кносского дворца

Зал XV
Минойские настенные росписи

Зал XVI
Минойские настенные росписи

Room XVII

Room XVIII



Ground Floor:

Room XIX

Room XX

Реклама

"Богини со змеями" и некоторые предметы из "хранилищ храмовой утвари"

 

Так называемая Малая Богиня со змеями. Найдена она в 1903 году Артуром Эвансом на Крите - в Кноссе (что естественно).

На плане Кносса я отметила помещение, где были найдены статуэтки подобных богинь (всего 3). Эта маленькая комнатка с двумя пустыми "ямами" (вероятно, для хранения чего-либо) рядом с т.н. Комнатой Высокого Пифоса была открыта в 1900 году, но тогда она не вызвала у Эванса никакого интереса.


(Подробнее о состоянии Кносса сейчас - здесь)

Через три года случайно заметили, что пол в помещении между "ямами" просел, и под ним оказались пустоты в количестве 2 штук, в которых хранилось большое количество различных предметов. Первым слоем в обеих хранилищах шли вазы, под ними глиняная табличка и три диска с линейным А, 150 глиняных оттисков печатей, куски слоновой кости и поделки из нее, предметы из бронзы и хрусталя, мраморный крест, стеатитовые столы для возлияний или жертвоприношений, масса раскрашенных раковин. Кроме того, там обнаружилось большое количество фаянсовых фигурок: кормящие дикая коза с двумя козлятами и корова с теленком, чаши и вазы, рыбы, раковины, фрукты, цветы, бусы, пояса, одежда и - самое важное - три женских фигурки во фрагментах.

Фотография "сокровищницы" 1900 года. Верхние "ямы".

Фотография "сокровищницы" 1903 года. Нижние "ямы". Между двух больших нижних "ям" видна верхняя небольшая.

Интересно, что эти ямы-сокровищницы (несмотря на разный материал постройки) изнутри на стыках камней кладки покрыты свинцом для предотвращения отсыревания помещения. Доподлинно неизвестно, почему такое количество барахла было спрятано так тщательно. Эванс решил, что это вотивные приношения, назвал комнату "священными сокровищницами", а весь комплекс из трех комнат (прихожая колонных крипт, комната высокого пифоса и священные сокровищницы/хранилище храмовой утвари) - Трехчастным святилищем. Вот примерно такое же на фреске:

Порывшись позднее в находках, он, как смог, "реконструировал" "алтарь" "Богини Змей" (уф, как много допущений), которому, по его мнению, принадлежало большинство найденных им предметов.


Да, я забыла рассказать, что сначала Артур Эванс реконструировал саму Богиню. Найдена она - Малая/Дочь - была без головы, половины левой руки, фрагмента правой змеи и некоторых сегментов юбки.

Шею и голову Эванс реконструировал на основе изображений минойских фресок и, главное, головы второй - Большой/Матери - Богини со змеями.

Со шляпой дело обстояло еще сомнительнее. Маленькое кошачье, которое Эванс счел сначала львицей, а потом леопардом, нашлось через несколько лет после богини где-то неподалеку в "сокровищницах" и имело на "дне" "заклепочку", из чего археолог сделал напрашивающийся вывод - "кошка" на чем-то сидела и к этому чему-то была прикреплена. Ранее был найден фрагмент передней части головного убора с тремя медальонами спереди и с "заклепкой" сверху. По мнению, Эванса, "заклепки" подходили друг другу, а оставшуюся часть шляпы он реконструировал по подобию сохранившейся. Здесь масса допущений: возможно, что фрагмент головного убора не принадлежал богине, а кошка не принадлежала фрагменту; возможно, что кошка принадлежала фрагменту, но фрагмент шляпы таки не принадлежал богине; фрагмент шляпы вообще неверно реконструирован.

В правой руке у богини был только хвост змеи - та ее часть, которая торчит выше кулака. Нижняя часть змеи с ее головой опять же реконструирована, но здесь выбор хоть и вариативен, но не слишком мог отступить от реальности. Кстати, маленькая деталь: на правом запястье богини - тонкий браслет.

Эванс считал, что "дворец" был разрушен землетрясением примерно в 1600 г. до н.э., поэтому статуэтки обычно датируют именно этим периодом - "ок. 1600 BCE", но логично предположить, что к этому году они уже существовали. Да, вероятно, содержание хранилища было все-таки нарушено грабителями, которые успели туда проникнуть после землетрясения.

В общем, наверное, это все, что я хотела бы рассказать о маленьких кносских "богинях". Пожалуй, покажу еще пару реконструкций да пару рисунков "по мотивам", и, надеюсь, примерное представление об этих статуэтках у вас сложится.

Ах, ну да, склероз. Вот примерно как сейчас выглядит экспозиция с тремя "богинями":

А вот несколько предметов из "ям" "хранилища храмовой утвари" - мраморный крест, плакетки с коровой и теленком, с козой и козлятами, обетная пластинка в виде платья.




 


на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования