Этрурия

Этрурия

 

История:

Краткая история
Древние авторы об этрусках и Этрурии
Фрагменты из книг


Искусство:

Архитектура
Бронза
Вазопись
Геммы
Зеркала
Керамика
Саркофаги
Фрески Картины для мертвых
Ювелирное искусство


Исследования:

Василенко Р.П.
"Этруски и христианская религия"

Вощинина А.И.
"Бронзовая этрусская скульптура юноши"

Гаталина Л.И.
"Четыре этрусских краснофигурных блюда с женской головой в медальоне"

Мавлеев Е.В.
"Греческие мифы в Этрурии (о понимании этрусками греческих изображений)"

Мавлеев Е.В.
"Лукумоны"

Мавлеев Е.В.
"Мастер "Суда Париса" из Оберлин Колледж в Эрмитаже"

Харсекин А.И.
"Две этрусских надписи"


Письменность:

История вопроса
Теории
И. Фридрих "К интерпретации этрусского языка "

Мифология:

Мифология
Персонажи


Стиль жизни:

Мода
Музыка
Кулинария
Обряды
Этрусские женщины

Обзоры:


Ельницкий Л.А.
Из новейшей литературы об этрусках

Немировский А.И.
"Археологические музеи Тосканы"


См. также:


Avramidou А.
Attic Vases in Etruria: Another View on the Divine Banquet Cup by the Codrus Painter


Темы на форуме "Новый Геродот":

Происхождение этрусков и этрусского языка

Искусство этрусков

Реклама

Археологические музеи Тосканы

Немировский А.И. "Вестник древней истории", 1992. No 1. С. 237-244.

 

По числу археологических музеев Италия вдвое превосходит даже такие насыщенные музеями страны, как Франция и Испания, да и музеи в этих и многих других европейских странах создавались по образу и подобию итальянских. И дело не только в количестве музеев и их богатстве. Италия находится впереди многих европейских стран в организации музейного дела и внесении идейных и конструктивных изменений, которые приближают музеи к современной жизни и увеличивают их воспитательное значение.

На карте культурных учреждений Италии Тоскана отличается наиболее густой сетью археологических музеев. Помимо всемирно известного флорентийского археологического музея, а также достаточно хорошо известных музеев Нортоны, Вольтерры, Гроссето существуют музеи второго и третьего ранга, а также археологические парки (антиквариумы), охраняющие от разрушительного воздействия природы и алчности коллекционеров места важнейших раскопок. Всего, не считая музейных собраний, вкрапленных в картинные галереи и музеи естественной истории (последних - 37), поданным на первую половину 1988 г. в Тоскане существует 40 учреждений музейного характера1.

"Этрусский год" (1985 г.), осуществленный на общенациональном уровне при поддержке Европейского парламента, внес живую струю в музейное дело Тосканы. Было осуществлено издание музейных памятников на высочайшем научном и полиграфическом уровне при участии специалистов высшего класса2. Тогда же по инициативе и при непосредственном участии Археологического института Университета Перуджи и видного этрусколога М. Торелли была выработана новая концепция и программа переустройства музеев Тосканы. С помощью анкетирования и проверки на местах была получена объективная картина состояния музейного дела в регионе, исходя из нее были выделены десять музейных центров, которым в организационном, научном и финансовом отношении были подчинены остальные. Таким образом, оставаясь под общим контролем региональных и коммунальных властей, музеи были включены в новую научную структуру, обеспечивающую компетентное руководство и участие широкой научной общественности.

Этими самыми общими сведениями о подготавливающейся реформе музейного дела в Тоскане уместно предварить непосредственное знакомство с ее археологическими музеями. Из нашего описания будет исключен Археологический музей во Флоренции, богатейшие коллекции которого заслуживают специального обзора.

Интерес к этрусским памятникам появился уже в эпоху Возрождения одновременно с началом увлечения античностью, и центром их коллекционирования стала Тоскана. Ее правители и феодальная знать по политическим мотивам провозглашали себя прямыми наследниками этрусских царей и лукумонов. История этрусков, владевших, по свидетельству Тита Ливия (I;.2.3) почти всей Италией и создавших на ее территории свою державу (в отличие от Рима, на принципах добровольной федерации городов, а не насильственного их присоединения), служила о6основанием независимости тосканских князей от римской курии и должна была демонстрировать превосходство гуманистической культуры Флоренции и других древних этрусских центров над собственно римской. Первые этрусские памятники постепенно концентрировались: в залах княжеских дворцов - этих зародышах будущих музеев, рассматривались как вещественное подтверждение этрусско-тосканского превосходства3.

Политические мотивы способствовали археологической активности и в начале XVIII в., когда чувство национального самосознания тосканцев было ущемлено австрийским присутствием в Италии. На волне тосканского патриотизма и возникли первые музеи; в создании которых наряду со знатью участвовали выходцы из духовенства.

Первым был музей, основанный в 1735 г. в Вольтерре каноником П. Франчискини, но получивший имя епископа М. Гварначчи, подарившего городу свою коллекцию памятников. В самом городе сохранилась стена VII-VI вв. со знаменитыми арочными воротами, над которыми укреплены изображения трех этрусских богов. В археологическом парке близ крепости Вольтерра видны выявленные в ходе раскопок остатки трех зданий II в. до н. э., одно из которых было храмом4.

В залах нижнего этажа Музея Гварначчи размещены в хронологическом порядке памятники неолитической и энеолитической культур города и его округи, а также культуры раннего железного века, известной как виллановианская. В зале No 1 посетитель обратит внимание на реконструкции погребения культуры Вилланова а pozetto IX-VIII вв. до н. э. и гробницы типа а ziro VIII-VII вв. до н.э., характерного для всей Северной Тосканы5. Из инвентаря могил особенно интересен великолепный киаф буккеро из Монтериджоне (вторая половина VII в. до н. э.) с этрусским граффити Venel Flakunaie. В зале No 2 собраны архаические погребальные стелы с рельефным изображением покойного, иногда с надписями, позволяющими установить даты. В зале No 3 выставлены уникальные туфовые саркофаги, найденные в окрестностях города.

Наибольшие споры вызывала расположенная в атрии музея Гварначчи каменная статуя (без головы) женщины с ребенком, этрусское происхождение которой удостоверено пространной этрусской надписью на плече6. Статуя была впервые опубликована в "библии этрускологии", труде шотландца Т. Демпстера, написанном в 1615-1618 гг., но впервые изданном в 1723-1724 гг. Ф. Буанаротти7. Поскольку этот памятник в XVIII в. находился в доме антиквара Ш. Маффеи в Вольтерре, он получил название "куротрофос Маффеи". Современные исследователи расходятся в датировке статуи8,однако недавно Р. Бьянки Бандинелли удалось отыскать в коллекции того же музея голову из такого же камня, видимо, от этой статуи, что позволило ему датировать статую серединой III в. до н.э.9

Рис. 1. Крышка погребальной урны из Вольтерры. Вольтерра. Музей Гварначчи

Выставленные в залах No 3, 7-9, 13-19 погребальные урны характеризуют эволюцню религиозных представлений и художественных форм на протяжении ряда столетнй. Урны IV в. до н.э. из туфа имеют крышку в виде человеческой головы, реже - фигуры усопшего с патерой или диптихом в руках (рис. 1). Их стенки украшены рельефными изображениями демонов смерти, фантастических животных, морских чудовищ. Встречаются изображения сцен погребения с участием демонов и родственников покойного. На стенках урн середины III в. до н.э. наряду со сценами путешествия в загробный мир на коне или на лодке часты мифологические сюжеты, связанные с гибелью героев или трагическими превратностями судьбы: похищение Персефоны, убийства Клитемнестры, Троила. Изображения на оссуариях II в. до н.э. - I в. н.э. еще более драматичны10. А. Маджани удалось выявить принадлежность ряда урн музея Вольтерры (инв. No 621, 227, 158) мастерской этого города, работавшей в 1 в. до н.э. в послесулланское время11.

В залах No 23-24 выставлены изделия из бронзы. Наибольший интерес представляет почти сюрреалистическая фигурка мальчика с непропорционально удлиненным туловищем, известная под именем "Вечерняя тень". Фигурки такого типа, встречающиеся н в других музеях Тосканы, видимо, восходят к сардской художественной традиции.

На той же волне тосканского патриотизма возник в середине XVIII в. музей в г. Нортоне при созданной в 1727 г. Этрусской академии12. В нем экспонируются этрусские и римские памятники главным образом из местных находок: погребальные урны, расписная керамика (в том числе в зале No 3 аттическая амфора с изображением борьбы Геракла с немейским львом), вотивные статуэтки из терракоты и бронзы. Среди последних наиболее интересны два изображения двуликого бога с надписями Culsans и Selans. Наиболее значительный экспонат музея Нортоны - знаменитый бронзовый светильник диаметром в 80 см и весом около 50 кг. Он датируется серединой V в. до н.э., но посвятительная надпись на нем относится к IV в. до н.э.; он украшен рядами рельефных изображений, отражающих этрусскую мифологическую картину мира13 (рис. 2). Кортонский музей обладает также богатейшей коллекцией бронзовых монет Нортоны IV-III вв. до н.э. с характерным для них изображением колеса.

Рис. 2. Бронзовый светильник. Музей этрусской академии. Корчена

Основанный в 1823 г. Археологический музей в Ареццо носит имя Мецената, принадлежавшего к древнему арретинскому роду Цильниев. Из экспонатов музея наибольший интерес представляет коллекция бронзовых статуэток из раскопок Дж. Гаммурини в 1863 г. архаического некрополя Поджо дель Соле к западу от города. Статуэтки были изготовлены в Местных мастерских и относятся к V в. до н.э.14 Перед нами изображения обнаженных мужчин и женщин с плотно прижатыми к бедрам руками (иногда женщин в плащах с капюшоном), служившие вотивными дарами. Музей Ареццо, естественно, богат знаменитой арретинской керамикой середины I в. до н.э. - середины 1 в. н.э., нередко с именами владельцев сосудов (Аттей, Перенний, Расиний, Анний, Корнелий и др.). Интересны также мужской каменный торс V в. до н. э., происходящий из Марциано, мраморный алтарь эпохи Августа, украшенный рельефным изображением на сюжеты возникновения Рима, мраморный бюст Агриппы.

Обычно этрусское искусство рассматривается как нечто единое, обладающее общими признаками и художественными особенностями. Но, попав в музей Кьюзи (древний Клузий), понимаешь, как далеко от истины это широко распространенное мнение. Клузий был одним из центров этрусского двенадцатиградья и резиденцией царя Порсенны. Плиний Старший приводит пространную цитату из Варрона, содержащую описание монументальной гробницы Порсенны (Plin. NH. XXXVI. 91 sq.) От этого великолепия ничего не сохранилось. Но в округе Клузия имеется множество некрополей, которые дали массовый материал виллановианских этрусских захоронений. В музее представлена прекрасная серия оссуариев, подражающих человеческому облику, со строгими лицами, изредка оживляемыми архаическими улыбками (канопы)15; наиболее интересен каноп из Дольчиано с глиняной головой, укрепленной на бронзовом туловище. Вся фигура посажена на трон из бронзы, декорированный изображениями реальных и фантастических животных. Широко представлены в музее керамические изделия: этрусско-коринфская керамика, имитации аттических чернофигурных сосудов, группа сосудов "Ванф", вольсинийские сосуды IV-III вв. до н.э. с пластическим декором на ручках, так называемые "посеребренные сосуды".

В залах собраны многие архаические скульптуры из травертина. Частично это изображения владычицы Туран, весьма далекие от отождествленной с нею Афродиты.

Эти богини со строгими лицами занимали почти изолированное положение у входа в склеп, охраняя погребенных от внешнего мира. Исследователи выделили три типа этих изображений. Один с рукой, прижатой к груди, и с выразительными чертами рта и глаз следует древнейшим образцам Эгеиды и Малой Азии. Другой тип эллинский, с руками, как бы приросшими к бедрам. Из этих двух типов сформировался третий, проникнутый гордой и дикой грацией, с согнутой гибкой рукой и крупной волнистой шевелюрой16. В экспозиции музея в Кьюзи присутствуют и другие стражи гробниц - сфинксы, образовавшие в некрополе города аллеи почти, как в древнем Египте. В этом некрополе традиционные гробницы камерного типа соседствуют с более поздними гробницами в форме дромоса, с погребальными нишами в стенах.

Своеобразие этрусской культуры Кьюзи было обусловлено отдаленностью города от моря; и это не только сохранило его от разрушений, постигших приморские центры, но и способствовало его расцвету, направив деятельность его разноплеменных обитателей на развитие ремесла и сухопутной торговли.

Одним из богатейших в Тоскане является Археологический музей Мареммы17, расположенный в Гроссето. В округе этого средневекового городка находились древние этрусские центры Рузеллы, Ветулония, Коза, Поджо Букко (Статония), Кастро, что способствовало уже в раннее время накоплению в руках коллекционеров этрусских памятников и им стадиально предшествующих находок из погребений Виллановы.

Все эти коллекции оказались достоянием созданного в 1975 г. археологического музея.

Первый зал музея содержит находки из палеолитической пещеры Кастель дель Пьяно, энеолитической культуры Ринальдоне III-II тыс. до н.э., памятники бронзового века, главным образом поздней его протовиллановианской стадии (X-IX вв. до н.э.), разнообразные предметы культуры Вилланова (ранний железный век IX-VIII вв. до н.э.). В остальных залах первого этажа музея размещены памятники этрусской и римской эпох из различных населенных пунктов, примыкающих к Гроссето. В XIX зале выставлена коллекция предметов с территории Вульчи. Среди них биконический бронзовый оссуарий культуры Вилланова, эвбейский кратер VIII в до н.э., этрусско-коринфские и аттические сосуды VI в. до н.э., вотивные скульптуры VI-IV вв. до н. э. (рис. 3).

Рис. 3. Женская голова. Грессето. Археологический музей. Маремма

Из памятников Ветулоний наиболее интересна чаша буккеро с этрусским алфавитом VI в. до н.э. В четырех залах (No 24-27) находятся материалы из Поджо-Вукко, которую прежде считали древней Статонией18. Это поселение возникло в протовиллановианский период в долине р. Фьора, но лишь с появлением этрусков превратилось в город, защищенный каменной стеной, с акрополем, где были расположены храм и административные здания. Из Поджо Букко происходят итало-геометрические сосуды разных форм и оригинального декора первой половины VII в. до н.э., этрусско-коринфская керамика, выработанная в мастерских Вульчи.

Территория расположенного в низовьях р. Фьоры города Вульчи исключительно богата памятниками этрусской и римской эпох. Хищнические раскопки некрополей Вульчи относятся ко времени существования княжества Канино, переданного Люсьену Бонапарту (1828-1840 гг.). На участке в 3-4 акра было вскрыто более 20 тысяч погребений, частично попавших в музей принца Бонапарта, но большей частью разошедшихся по Италии и за ее пределами19. Богатые коллекции были в 1975 г. перенесены в средневековый замок Аббидиа, ставший резиденцией Национального музея Вульчи. На первом этаже музея выставлены материалы поселений и некрополей энеолитической культуры Ринальдоне долины р. Фьора, погребения протовиллановианской и виллановианской эпох. Тут же находятся известняковые фигуры сфинксов, животных кошачьей породы, баранов - все этрусского времени. К римскому времени относятся вотивные предметы, терракотовые плиты и статуи, бронзовые фигурки.

От самого города Вульчи сохранились остатки городской стены римского времени, основания храма IV в. и дома с атрием III в. Вблизи города находится знаменитый мост Ponto della Badia из трех арок; центральная, повисшая над рекой, имеет ширину в 20 м. Мост был сооружен в I в. до н.э. на месте ранее существовавшего этрусского моста. Неподалеку находится этрусско-римский некрополь со знаменитой "гробницей Франсуа", носящей имя энтузиаста археологии XIX в., морского офицера А. Франсуа. Уникальные фрески этой гробницы на сюжет этрусско-римской истории ныне находятся в Риме, в музее Торлонии.

Из музеев, расположенных в южной части Тосканы, наибольшим великолепием отличается Национальный музей Тарквинии, разместившийся в огромном дворце Вителлески. На первом этаже выставлена серия этрусских саркофагов, извлеченных родовых склепов IV-II вв. до н.э., и бесчисленное количество надгробных плит с рельефами архаической эпохи, дающих возможность извлечь информацию о религии, быте, военном деле этрусков. На втором этаже выставлены терракотовые плиты, служившие облицовкой храма "Алтаря царицы" с барельефной группой двух крылатых коней. Тут же погребальный инвентарь ориентализирующей "гробницы Бокхориса" - серия коринфских сосудов и их местных имитаций, аттическая чернофигурная и краснофигурная керамика, этрусская краснофигурная керамика, ионийская керамика, этрусская расписная керамика (рис. 4-6)20. На этом же этаже выставлены вотивные дары из этрусского храма на территории города.

Рис. 4. Сосуд типа буккерo. Тарквинии. Национальный музей

Рис. 5. Повозочка для воскурения ароматических веществ из некрополя Монтероцци. Тарквинии. Национальный музей

Рис. 6. Ритон предположительно аттического производства в виде головы девушки. Тарквинии. Национальный музей.

В археологическом музее Черветери (Agylla, Caere)21 в хронологическом порядке экспонированы находки из виллановианских погребений городской округи и этрусских некрополей Бандитачча, Сорбо, Монте Абетоне. Привлекают внимание фрагменты архитектурной терракоты, облицовывавшей стены храма Цере, остатки акротериев с изображением амазонок и коней, мужские и женские головы и другие предметы VI в. до н. э. Выставлены несколько экземпляров расписных терракотовых плит неизвестного назначения (наилучшей сохранностью отличается плита с изображением этрусского воина22) и три алебастровых саркофага из знаменитой "Гробницы саркофагов". Настоящим музеем являются окаймляющие город некрополи с прославленными гробницами "Рельефов", "Капителей", "Реголлини Галасси", "Щитов и кресел", "Алькова", "Греческих ваз", "Кампана", "Корабля", "Долиев" и др. Они дают представление о развитии погребального обряда и характере архитектуры, не только погребальной, но и светской (рис. 7)23.

Рис. 7. Интерьер гробницы рельефов в Цере

Расположенный на вулканической скале, нависающей над притоком Тибра р. Палья, город Орвиетто сохранил в измененной форме латинское название Urbs vetus. Археологические находки свидетельствуют о том, что римскому городу предшествовал этрусский центр. Долгое время считали, что это был разрушенный в 265 г. этрусский город Вольсинии, затем предполагали, что город Сальпинум. Теперь некоторые ученые полагают, что римскому городу на этом месте предшествовало общеэтрусское святилище24.

Археологический музей Орвиетто расположен в городском соборе. Главные его богатства - это терракотовые фигуры от фронтона трехцеллового "храма Бельведера", руины которого находятся поблизости от музея. Вотивные дары свидетельствуют, что главным божеством этого храма был Тин, соответствующий Зевсу и Юпитеру25. Вряд ли голова бородатого старца из "храма Бельведер" является изображением Тина, культовые статуи этого божества неизвестны. Согласно Плинию, изображение этого бога в Популонии было ксоаном, вырезанным из корня виноградной лозы (Plin. NH XIV.2). Декоративные терракоты, украшавшие "храм Бельведер", содержат изображения мифологических сцен, свидетельствующие о греческом влиянии. Значительный интерес представляют также барельефы на саркофагах, сохранившие следы окраски. Помимо Муниципального археологического музея в Орвиетто во дворце маркиза Файна находится частная коллекция, подаренная городу в 1954 г. 0на включает памятники различного происхождения, в том числе добытые на территории Орвиетто.

Таковы некоторые музеи Тосканы с уникальными коллекциями памятников первобытного, римского и этрусского искусства. За пределами Тосканы этрусские памятники находятся также в трех крупных музеях Рима, во многих музеях Северной Италии в Кампании. Огромное количество вещей этрусского происхождения принадлежит музеям Европы и Северной Америки.

 

Примечания:

 

1. Regione Toscana. Dipartimento di istruzione e cultura. Le politiche regionale per l'Archeolojna / A cura del Prof. M. Torelli. Firenze, 1988. P. 19-20.

2. Civilta degli etruschi / Ed. M. Cristofani. Milano, 1985; L'Accademia etrusca / Ed. P. Barocchi e D. Gallo. Milano, 1985; Seantuari d'Etruria / Ed. G. Colonna. Milano, 1985; Case e palazzi d'Etruria. Milano, 1985; Artipianato artistico in Etruria. Milano, 1985; Gli etmschi. Mille anni di civilta / Ed. G. Camporeale, G. Morollo. V. 1-2. Firenze, 1985.

3. Почитатели этрусков не ограничивались случайными находками. Дж. Вазари, рассказывая о своем предке, посвятившем жизнь изучению древних арретинских сосудов и изготовлению новых по возрожденным им же древним рецептам, упоминает о раскопанной им древней гончарной мастерской. Почти на двухметровой глубине он обнаружил остатки печи и среди множества обломков - четыре совершенно целых сосуда, которые были преподнесены им Лоренцо Великолепному во время его посещения Ареццо (Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. II. М., 1963. С. 290 сл.).

4. Ftumi E. Volterra etrusca e romana. Pisa. 1976.

5. Hal Dohan K. Aziro Burial of Chiusi // AJA. 1935. 39. P. 198 sg.

6. Надпись (ТLЕ397) гласит: : Mi cana larθias zanl velxinei se/θra al /се. Неясным является лишь одно слово cana. Значение первого слова "Я", последнего - "сделал", остальные слова, кроме cana,- ономастическая формула. Можно было бы на основании глоссы Гесихия (II, 1541 - χαυα--κόπιήιις) переводить cana как "сооружение" в значении статуя, если бы в надписи TLE268 на фигурке из камня (гире?) в форме скарабея не было этого слова.

7. Dempster T. De Eteuria regali. V. I. Fiorenze. 1723. P. 42.

8. Radke G. Volaterrae// RE. 1961. So. 733, 736; Andren A. Marmora Etruriae//Antike Plastik. 1967. 7. P. 36-37.

9. Bianchi Bandinelli R. 1982. P. 301-314.

10. Pairault Massa F. Recherches sur quelques series d'urnes do Volterra a representation mythoIogique. Roma, 1972.

11. Maggiani A. La "Bottega dell'urna Guarnacci 621"//SE. 1976. 44. P. 111-146. Из этой же мастерской происходят урны Флорентийского музея (инв. No 11. 12, 13) и Британского музея (инв. No 11, 12. 13).

12. См. обстоятельное исследование об Этрусской академии и ее музее: L'Accademia etrusca.

13. Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 176-180; Bruschetti P. II lampadario di Cortona. Cortona, 1979.

14. Bocchi Pacini A. Appunti su Arezzo arcaica // SB. 1975. 43. P. 47-70.

15. Gempeler R. D. Die etruskischen Kanopen. Einsiedeln 1974.

16. Bianrhi Bandlnelll. Op. cit. P. 254.

17. Под Мареммой понимается большая часть прежде заболоченного побережья Тосканы от Магры до Кьяроне.

18. Эта идентификация опиралась на надпись Staties на метательном ядрышке, использовавшемся пращниками, из Поджо Букко. Но это слово могло быть именем изготовителя серии предметов (Gli Etruschi. P. 221).

19. Dennis G. The Caties and Cemetieries of^tmria, L,, 1848. P. 270 f.

20. Публикация керамики из музея см.: Museo Archeologico Nazionale di Tarquinia. I. Ceramica etrusca a figure Rosse. Roma, 1980; Ceramica attica a figure ncre. Roma, t981.

21. Художественные и исторические памятники этого богатейшего этрусского полиса с давних пор концентрировались в музеях Рима и Флоренции, а также в Британском музее, Лувре и Эрмитаже, поскольку знаменитая коллекция маркиза Кампаны была распродана с молотка. Она состояла почти целиком из памятников, добытых в ходе раскопок Черветери: Briquet M. F. Fouilles Campana a Cerveteri // SE. 1972. 50. P. 499-502.

22. Roncalli F. Le lastre dipinte di Cerveteri. Firenze, 1966.

23. Pallottino M. The necropolis of Cerveteri. Rome, 1959.

24. Le citta etrusche. Firenze, 1984. P. 270.

25. Среди этих даров наиболее интересен алтарь с надписью tinia tinscvil (TLE 205) и амфора с надписью tinia calusna (TLE 270).

 

(Черно-белые иллюстрации заменены на цветные нами. - "Новый Геродот")

 


на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования