Чатал-Гуюк

Чатал-Гуюк

In-Situ

Артефакты
Букрании
Захоронения


Жилища


Материальная культура

Женские статуэтки



Настенные росписи

Росписи (прорисовки)
Росписи из храмов (в цвете)
Росписи из жилых зданий (в цвете)


Реконструкции

Джеймс Меллаарт
Джон-Гордон Своггер
     Общий вид Чатал-Гуюка
Музей Анатолийских цивилизаций
"Неолитический" дом
Разные авторы


3D-реконструкции
'Zentrum fur Kunst- und Medientechnologie Karlsruhe':

The mound with the old excavation trench
The new excavations
The old Excavation trench
A Shrine (depicted below)
Shrine 60



Библиотека

Бацалев В.В.
Город, в котором двери на крыше

Из e-книги "Великие археологические открытия"

Гимбутас М.
Из книги "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы"

Горан В.П.
Из книги "Древнегреческая мифологема судьбы"

Маккенна Т.
Из книги "Пища богов. Поиск первоначального Древа познания"

Сафронов В. А.
Из книги "Индоевропейские прародины"

Фромм Э.
Из книги "Анатомия человеческой деструктивности"


Реклама

Мария Гимбутас

Из книги "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы"

Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы". Москва, РОССПЭН, 2006. (Науч. ред. О.О.Чугай. Рец. Антонова Е.М. Пер. с анг. Неклюдовой М.С.) Оригинал был издан в 1991 в С.-Франциско.

Рис. 1-3. (Стр. 18)

(а) План и (Ь) схематическая реконструкция части городa Чатал-Хююк с постройками из сырцового кирпича.

Вход в них был с плоских кровель.

VI уровень, середина VII тыс до н.э.

Святилища помечены знаком "X". [у нас дополнительно окрашены розовым цветом. - Юлли]

Рис. 7-1. (Cтр. 245)

Изображения рожениц в стенной росписи и в скульптуре.

Стенная роспись из храма Чатал-Хююка, VII тыс. до н. э.

"Самые яркие изображения Богини в образе грифов украшают стены Чатал-Хююка, где эти птицы представлены набрасывающимися на обезглавленные тела (рис. 7-26.1).

Голову, обитель души, после смерти человека отделяли и помещали рядом с головой быка (символом возрождения). Появление Богини в виде грифа, с материнской заботой принимающей в себя останки умершего, безусловно восходит к древнейшим временам (рис. 7-26.2).

Ряд поразительных стенных росписей, реконструированных Джеймсом Меллартом, показывают, как могли варьироваться мотивы Богини и грифа (рис. 7-26.3). Подобные узоры, только в еще более схематизированном виде, можно до сих пор встретить на турецких килимах (безворсовых коврах)." (стр. 260)

Рис. 7-26.1. (Cтр. 261)

Грифы с огромными метельчатыми крыльями спускаются на обезглавленные тела.

Стенная роспись из храма (уровень VII, 8) Чатал-Хююка, Центральная Анатолия, конец III тыс. до н.э.

Рис. 7-26.2. (Cтр. 261)

Набросок реконструкции стенной росписи из Чатал-Хююка с изображением башен, на которых выставлены человеческая голова и обезглавленное тело, и грифов-падальщиков.

Святилище Е.VIВ/3.

Рис. 7-26.3. (Cтр. 261)

Набросок реконструкции стенной росписи из Чатал-Хююка, на которой чередуются изображения красных и черных грифов и богинь.

Святилище Е.V/9.

"...эзотерическим символом утробной регенерации можно считать бычью голову или череп (букранию). Сходство между букранией и формой женской матки в сочетании с фаллопиевыми трубами было замечено художницей Д.Кэмерон, когда она вместе с Дж.Меллартом работала на раскопках Чатал-Хююка. (рис. 7-35).

Это можно рассматривать как вполне возможное, хотя и эзотерическое объяснение важной роли данного мотива в символической системе Древней Европы, Анатолии и Ближнего Востока. На некоторых антропоморфных сосудах в том месте, где должна находиться матка, изображена воловья голова (рис. 7-36). Некоторые сведения о символической роли бычьих голов можно почерпнуть из настенных росписей Чатал-Хююка. На многих из них букрания либо изображена прямо на теле Богини в том месте, где должна быть матка, либо расположена прямо под изображением Богини в обличии лягушки." (стр. 269)

Рис. 7-35. (Стр. 268)

Рис. 7-36. (Стр. 268)

Бычья голова с большими рогами: рельефное изображение на антропоморфном сосуде, представляющем женскую матку.

Раннекикладская культура, приблизительно конец IV тыс. до н. э.; высота 10,5 см.

Рис. 7-51. (Стр. 279)

Храм Чатал-Хююка с изображением Богини-лягушки (центральная часть, высота 1,2 м).

Под ним - бычья голова с широко расставленными рогами, и еще одна сбоку.

На противоположной стене - ряд бычьих рогов.

Святилище VI 13.8. Конец VII тыс. до н.э.

Рис. 7-52. (Стр. 279)

В этом храме Чатал-Хююка над бычьими головами найдены изображения женских грудей, под которыми были скрыты символы смерти - черепа грифов или нижние челюсти кабана.

Северная и восточная стена святилища VII 35. Конец VII тыс. до н.э.

Чатал-Хююк

Раскопки познакомили нас лишь с частью этого древнейшего города, однако сделанные там находки имеют огромное значение с точки зрения реконструкции неолитической религии23. Многие из расчищенных построек - не обычные жилища, а храмы, посвященные смерти и возрождению. Стенные росписи и рельефы на внутренней поверхности стен, возвышавшихся над захоронениями под полом, представляют две ипостаси Богини: как смерть она предстает в облике грифов, как возрождение - в образе лягушек, причем изображения последнего типа перемежаются с Богиней в позе роженицы. Богиня в виде грифов с антропоморфными атрибутами и большими простертыми крыльями была идентифицирована на нескольких фресках, где она набрасывается на обезглавленные тела (см. рис. 7-26). Не исключено, что голова считалась вместилищем души, поэтому после смерти ее отделяли от тела; поэтому в святилищах под лепными изображениями бычьих голов были обнаружены черепа. Эти стенные росписи свидетельствуют о существовании не только практики экскарнации (намеренного отделения плоти от костей), но и связанной с ней веры в то, что умерших поглощает Богиня. Регенерационные ритуалы проходили в храмах, украшенных рельефными или рисованными изображениями Богини-роженицы и бычьих голов (рис. 7-51).

Любопытно, что, изучая головы грифов на стенах храмов Чатал-Хююка, Джеймс Мелларт обнаружил, что рельефные изображения женских грудей (рис. 7-52) - символы пропитания и регенерации - закрывали символы смерти - черепа грифов и нижние челюсти кабанов. Не исключено, что таким образом была выражена идея неизбежности цикла "обратного поглощения" первородной сущностью, которая порождает и питает все живое.

Во многих святилищах Чатал-Хююка были обнаружены скульптурные изображения бычьих голов и стенные фрески с большими быками и букраниями. Конечно, необходимо пояснить, как эти образы связаны с идеей регенерации и почему именно под ними находят человеческие черепа. Как уже говорилось, символический смысл букраний был угадан художницей Д.Кэмерон, которая заметила, что бычья голова имеет сходство с маткой, а рога - с фаллопиевыми трубами (см. рис. 7-35). Это проливает некоторый свет на характер и связи между образом быка и Богини возрождения. Голова или череп быка были символом регенерации на Ближнем Востоке: в этом же качестве они широко использовались древнеевропейским искусством. Не исключено, что это символическое значение закрепилось за ними в эпоху палеолита, когда экскарнация человеческих останков была общепринятой практикой*. Обнажение органов человеческого тела давало возможность заметить это сходство. Все прочие символические фигуры из святилищ Чатал-Хююка, которые так или иначе связаны с Богиней и с бычьими головами, нацелены на стимуляцию жизненной энергии и регенерации: это треугольники, двойные треугольники, соты, куколки и бабочки, вульвы и фаллосы, кисти и отпечатки рук, растения и животные, влага жизни и околоплодные воды. Само количество святилищ, фресок и рельефов свидетельствует о постоянной заботе о поддержании преемственности бытия.

В усыпальницах придунайского поселения Лепенски-Вир (Югославия) 6500-5500 гг. до н.э. (см. раздел "Погребальные практики") есть весьма убедительные доказательства того, что гробницы могли играть роль святилищ Богини смерти и возрождения. Главное божество Лепенски-Вира имело вид женщины-рыбы или гибрида женщины, рыбы и хищной птицы (см. рис. 7-102); его изображения помещали у изголовья алтаря. Святилища более позднего времени функционировали сходным образом и соответствовали либо типу Ахиллейона, либо Чатал-Хююка.

 

Примечания:

 

*. Насколько можно судить, экскарнация все же не была ни повсеместной, ни общепринятой практикой. Захоронения в позе эмбриона встречались уже у неандертальцев в эпоху верхнего палеолита, что исключает экскарнацию. - Прим. ред." (стр. 277-280)

23. Mellaart J. Catal Hiiyuk: A Neolithic Town in Anatolia. Edinburgh University Press, 1967; Cameron D.O. Symbols of Birth and Death in the Neolithic Era. London: Kenyon Deane, 1981.P. 4-14; Mellaart J., HirschU., BalpinarB. The Goddess from Anatolia. Milan: Eskenazi, 1989. Vol. 1 (cxeHonncb); Vol. 2 (TЕKCT).

 


 

на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования