Чатал-Гуюк

Мария Гимбутас

Из книги "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы"

Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы". Москва, РОССПЭН, 2006. (Науч. ред. О.О.Чугай. Рец. Антонова Е.М. Пер. с анг. Неклюдовой М.С.) Оригинал был издан в 1991 в С.-Франциско.

Рис. 1-3. (Стр. 18)

(а) План и (Ь) схематическая реконструкция части городa Чатал-Хююк с постройками из сырцового кирпича.

Вход в них был с плоских кровель.

VI уровень, середина VII тыс до н.э.

Святилища помечены знаком "X". [у нас дополнительно окрашены розовым цветом. - Юлли]

Рис. 7-1. (Cтр. 245)

Изображения рожениц в стенной росписи и в скульптуре.

Стенная роспись из храма Чатал-Хююка, VII тыс. до н. э.

"Самые яркие изображения Богини в образе грифов украшают стены Чатал-Хююка, где эти птицы представлены набрасывающимися на обезглавленные тела (рис. 7-26.1).

Голову, обитель души, после смерти человека отделяли и помещали рядом с головой быка (символом возрождения). Появление Богини в виде грифа, с материнской заботой принимающей в себя останки умершего, безусловно восходит к древнейшим временам (рис. 7-26.2).

Ряд поразительных стенных росписей, реконструированных Джеймсом Меллартом, показывают, как могли варьироваться мотивы Богини и грифа (рис. 7-26.3). Подобные узоры, только в еще более схематизированном виде, можно до сих пор встретить на турецких килимах (безворсовых коврах)." (стр. 260)

Рис. 7-26.1. (Cтр. 261)

Грифы с огромными метельчатыми крыльями спускаются на обезглавленные тела.

Стенная роспись из храма (уровень VII, 8) Чатал-Хююка, Центральная Анатолия, конец III тыс. до н.э.

Рис. 7-26.2. (Cтр. 261)

Набросок реконструкции стенной росписи из Чатал-Хююка с изображением башен, на которых выставлены человеческая голова и обезглавленное тело, и грифов-падальщиков.

Святилище Е.VIВ/3.

Рис. 7-26.3. (Cтр. 261)

Набросок реконструкции стенной росписи из Чатал-Хююка, на которой чередуются изображения красных и черных грифов и богинь.

Святилище Е.V/9.

"...эзотерическим символом утробной регенерации можно считать бычью голову или череп (букранию). Сходство между букранией и формой женской матки в сочетании с фаллопиевыми трубами было замечено художницей Д.Кэмерон, когда она вместе с Дж.Меллартом работала на раскопках Чатал-Хююка. (рис. 7-35).

Это можно рассматривать как вполне возможное, хотя и эзотерическое объяснение важной роли данного мотива в символической системе Древней Европы, Анатолии и Ближнего Востока. На некоторых антропоморфных сосудах в том месте, где должна находиться матка, изображена воловья голова (рис. 7-36). Некоторые сведения о символической роли бычьих голов можно почерпнуть из настенных росписей Чатал-Хююка. На многих из них букрания либо изображена прямо на теле Богини в том месте, где должна быть матка, либо расположена прямо под изображением Богини в обличии лягушки." (стр. 269)

Рис. 7-35. (Стр. 268)

Рис. 7-36. (Стр. 268)

Бычья голова с большими рогами: рельефное изображение на антропоморфном сосуде, представляющем женскую матку.

Раннекикладская культура, приблизительно конец IV тыс. до н. э.; высота 10,5 см.

Рис. 7-51. (Стр. 279)

Храм Чатал-Хююка с изображением Богини-лягушки (центральная часть, высота 1,2 м).

Под ним - бычья голова с широко расставленными рогами, и еще одна сбоку.

На противоположной стене - ряд бычьих рогов.

Святилище VI 13.8. Конец VII тыс. до н.э.

Рис. 7-52. (Стр. 279)

В этом храме Чатал-Хююка над бычьими головами найдены изображения женских грудей, под которыми были скрыты символы смерти - черепа грифов или нижние челюсти кабана.

Северная и восточная стена святилища VII 35. Конец VII тыс. до н.э.

Чатал-Хююк

Раскопки познакомили нас лишь с частью этого древнейшего города, однако сделанные там находки имеют огромное значение с точки зрения реконструкции неолитической религии23. Многие из расчищенных построек - не обычные жилища, а храмы, посвященные смерти и возрождению. Стенные росписи и рельефы на внутренней поверхности стен, возвышавшихся над захоронениями под полом, представляют две ипостаси Богини: как смерть она предстает в облике грифов, как возрождение - в образе лягушек, причем изображения последнего типа перемежаются с Богиней в позе роженицы. Богиня в виде грифов с антропоморфными атрибутами и большими простертыми крыльями была идентифицирована на нескольких фресках, где она набрасывается на обезглавленные тела (см. рис. 7-26). Не исключено, что голова считалась вместилищем души, поэтому после смерти ее отделяли от тела; поэтому в святилищах под лепными изображениями бычьих голов были обнаружены черепа. Эти стенные росписи свидетельствуют о существовании не только практики экскарнации (намеренного отделения плоти от костей), но и связанной с ней веры в то, что умерших поглощает Богиня. Регенерационные ритуалы проходили в храмах, украшенных рельефными или рисованными изображениями Богини-роженицы и бычьих голов (рис. 7-51).

Любопытно, что, изучая головы грифов на стенах храмов Чатал-Хююка, Джеймс Мелларт обнаружил, что рельефные изображения женских грудей (рис. 7-52) - символы пропитания и регенерации - закрывали символы смерти - черепа грифов и нижние челюсти кабанов. Не исключено, что таким образом была выражена идея неизбежности цикла "обратного поглощения" первородной сущностью, которая порождает и питает все живое.

Во многих святилищах Чатал-Хююка были обнаружены скульптурные изображения бычьих голов и стенные фрески с большими быками и букраниями. Конечно, необходимо пояснить, как эти образы связаны с идеей регенерации и почему именно под ними находят человеческие черепа. Как уже говорилось, символический смысл букраний был угадан художницей Д.Кэмерон, которая заметила, что бычья голова имеет сходство с маткой, а рога - с фаллопиевыми трубами (см. рис. 7-35). Это проливает некоторый свет на характер и связи между образом быка и Богини возрождения. Голова или череп быка были символом регенерации на Ближнем Востоке: в этом же качестве они широко использовались древнеевропейским искусством. Не исключено, что это символическое значение закрепилось за ними в эпоху палеолита, когда экскарнация человеческих останков была общепринятой практикой*. Обнажение органов человеческого тела давало возможность заметить это сходство. Все прочие символические фигуры из святилищ Чатал-Хююка, которые так или иначе связаны с Богиней и с бычьими головами, нацелены на стимуляцию жизненной энергии и регенерации: это треугольники, двойные треугольники, соты, куколки и бабочки, вульвы и фаллосы, кисти и отпечатки рук, растения и животные, влага жизни и околоплодные воды. Само количество святилищ, фресок и рельефов свидетельствует о постоянной заботе о поддержании преемственности бытия.

В усыпальницах придунайского поселения Лепенски-Вир (Югославия) 6500-5500 гг. до н.э. (см. раздел "Погребальные практики") есть весьма убедительные доказательства того, что гробницы могли играть роль святилищ Богини смерти и возрождения. Главное божество Лепенски-Вира имело вид женщины-рыбы или гибрида женщины, рыбы и хищной птицы (см. рис. 7-102); его изображения помещали у изголовья алтаря. Святилища более позднего времени функционировали сходным образом и соответствовали либо типу Ахиллейона, либо Чатал-Хююка.

 

Примечания:

 

*. Насколько можно судить, экскарнация все же не была ни повсеместной, ни общепринятой практикой. Захоронения в позе эмбриона встречались уже у неандертальцев в эпоху верхнего палеолита, что исключает экскарнацию. - Прим. ред." (стр. 277-280)

23. Mellaart J. Catal Hiiyuk: A Neolithic Town in Anatolia. Edinburgh University Press, 1967; Cameron D.O. Symbols of Birth and Death in the Neolithic Era. London: Kenyon Deane, 1981.P. 4-14; Mellaart J., HirschU., BalpinarB. The Goddess from Anatolia. Milan: Eskenazi, 1989. Vol. 1 (cxeHonncb); Vol. 2 (TЕKCT).

 


 

на главную

 webmaster