Чатал-Гуюк

Чатал-Гуюк

In-Situ

Артефакты
Букрании
Захоронения


Жилища


Материальная культура

Женские статуэтки



Настенные росписи

Росписи (прорисовки)
Росписи из храмов (в цвете)
Росписи из жилых зданий (в цвете)


Реконструкции

Джеймс Меллаарт
Джон-Гордон Своггер
     Общий вид Чатал-Гуюка
Музей Анатолийских цивилизаций
"Неолитический" дом
Разные авторы


3D-реконструкции
'Zentrum fur Kunst- und Medientechnologie Karlsruhe':

The mound with the old excavation trench
The new excavations
The old Excavation trench
A Shrine (depicted below)
Shrine 60



Библиотека

Бацалев В.В.
Город, в котором двери на крыше

Из e-книги "Великие археологические открытия"

Гимбутас М.
Из книги "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы"

Горан В.П.
Из книги "Древнегреческая мифологема судьбы"

Маккенна Т.
Из книги "Пища богов. Поиск первоначального Древа познания"

Сафронов В. А.
Из книги "Индоевропейские прародины"

Фромм Э.
Из книги "Анатомия человеческой деструктивности"


Реклама

"Неолитический" дом -
уникальный эксперимент международной археологической экспедиции
Чатал-Гуюка

Целью этого археологического эксперимента является постройка реплики неолитического дома Чатал-Гуюка. Непосредственно в проекте участвуют Mirjana Stevanovic и Vladimir Ilic (архитектор), а также в разные полевые сезоны разные участники экспедиции, рабочие и местные жители. Проект поддерживается генеральным грантом Turkish Friends of Catalhoyuk и the National Science Foundation.

Проект был начат в 1997 году с производства кирпичей. Проводились эксперименты над размерами и материалами для их производства, основанные на изучении кирпичей из строений Чатал-Гуюка.

За сезон 1997 года было сделано 272 кирпича: 68 - 120x30x8 см; 68 - 60x60x8 см 136 - 30x30x8 см. Сушку прошли только образцы размерами 30х30,8 см, что и было выбрано окончательным вариантом для строительства.

В 1999 году после двух лет подготовительной работы, включавшей, как было сказано выше, производство кирпичей и накопление и систематизацию материалов (таких, как, например, раствор, краски для росписей, материалы для крыши и прочее) участники эксперимента приступили к строительству дома.

A - вход в дом

B - печь

C - места для приготовления пищи

D - лестница

E - "платформы" для сна

F - скамья с букранием

G - складское помещение

H - зернохранилище

В первый сезон из глиняных кирпичей были выстроены стены высотой 1 м 70 см и толщиной 30 см и временная крыша. Во второй - постоянная крыша и внутренние детали. В последующие сезоны дополнялось внутреннее убранство дома (например, был построен очаг, а стены украшены росписями), заново оштукатуривались стены и пол.

Дом формой (прямоугольник, ориентированный Север-Юг), размерами (4,5 м x 8 м) и интерьером базируется на результатах раскопок неолитических домов Чатал-Гуюка. Однако он не является копией какого-то определенного дома, а сочетает в себе элементы многих домов. Главное отличие экспериментального дома от неолитических, имевших единственный вход в дом - через крышу, - обычная дверь. Хотя дом и имеет вход с крыши, главным для будущих посетителей является все же дверь в стене.

Так выглядит экспериментальный "неолитический" дом снаружи.

Хатише Яшли строит "неолитическую" печь.

"Неолитическая" печь построена...

...и работает.

Вентиляционное отверстие в крыше одновременно выход из дома. Крыша же настоящего чатал-гуюкского дома являлась двором для соседского.

Главное отличие "неолитического" дома от настоящего - выход наружу, сделанный в стене.

Реконструкция росписи над платформой (тахтой) из глины для сна.

Вот, что пишет Меллаарт о ней в своей книге: "Замечательная стенная роспись из святилища VII горизонта изображает город и на некотором расстоянии от него извержение вулкана, возможно, Хасан-Дага".

А это вход в другую, меньшую, комнату - "кухню" ("склад"), расположенный напротив выхода из дома.

Это реплика геометрической коричнево-красно-белой росписи, найденной Меллаартом в 1962-м году, на стене большой комнаты слева от выхода в "кухню".

Вид большой комнаты с иного ракурса. Другая роспись на той же стене, над левой "тахтой".

В самой тахте (по известным из раскопок размерам) пробита дыра для традиционного захоронения.

Кстати, слева от входа в "кухню" видно световое пятно от входа в дом.

После исследования материалов, которые были доступны жителям Чатал-Гуюка и ими использовались, для создания красок было выбрано четыре - мед, гуммиарабик, миндальное масло и казеин.


на главную

 webmaster

Rambler's Top100 Яндекс цитирования